Военное дело Наука и техника

Франция получит суперавианосец с электромагнитной катапультой и всеми её проблемами

0 16239

Американская General Atomics объявила, что получила контракт от ВМС США на продолжение НИОКР и тестов системы электромагнитной катапульты и усовершенствованного посадочного оборудования в рамках подготовки к их потенциальной продаже Франции. Это последняя разработка в стремлении Франции построить новый атомный авианосец, проект, известный как Porte-Avions de Nouvelle Génération (PANG) — «авианосец нового поколения». Еще не получивший имя авианосец заменит нынешний флагман — авианосец «Шарль де Голль».

Известно, что PANG будет значительно больше, чем его предшественник, и даст французскому флоту престиж владения «суперавианосцем», которым могут похвастаться только сверхдержавы.

Спущенный на воду в 1994 году и введенный в эксплуатацию в 2001 году «Шарль де Голль» заменил два французских авианосца типа «Клемансо» — «Клемансо» и «Фош», которые были выведены из эксплуатации в 1997 и 2000 годах соответственно. Foch был продан в Бразилию и находился в составе её флота до 2018 года.

«Шарль де Голль» водоизмещением около 42 000 тонн укомплектован экипажем из 1350 человек и воздушным крылом численностью 650 человек. На его борту также может находиться десант из 800 пехотинцев. Два реактора K15 обеспечивают максимальную скорость около 27 узлов и дальность, ограниченную только выносливостью экипажа.

Это единственный в мире неамериканский атомный авианосец, и это единственный неамериканский авианосец, использующий Catapult Assisted Take-Off But Arrested Recovery — катапульты для запуска самолетов.

Рассвет катапульты авианосца

Расчет катапульты авианосца «Рональд Рейган».

© Photo by Petty Officer 3rd Class Chelsea Kennedy

Это укороченная версия системы с американского авианосца типа Nimitz. Для ее обслуживания на борту французского корабля присутствует американский офицер.

PANG

Хотя Франция традиционно эксплуатировала два авианосца одновременно, она никогда не создавала аналога «Шарля де Голля». Были планы построить авианосец, смоделированный по образцу британского корабля «Королева Елизавета», но от них отказались в 2013 году. Однако в 2018 году министр Вооруженных сил Франции заявил, что предпринимаются новые усилия по замене флагмана флота.

В декабре 2020 года президент Франции Эммануэль Макрон официально представил программу PANG.

Новый корабль будет существенно отличаться от «Шарля де Голля». Благодаря длине в 300 метров и водоизмещению в 74 000 тонн он встанет на один уровень с другими суперавианосцами, к которым причисляют суда водоизмещением от 65 000 тонн.

Авианосец «Шарль де Голль».

Авианосец «Шарль де Голль».

© соцсети

Как и его предшественник, PANG будет работать на атомной энергии, используя два реактора K22, каждый из которых способен генерировать 220 мегаватт против 150 у K15. Французские официальные лица говорят, что реакторы позволят военно-морскому флоту проецировать силу за рубежами Франции при одновременном сокращении выбросов. Воздушное крыло PANG будет больше, чем у «Шарля де Голля», и, как ожидается, будет включать в себя не менее 32 истребителей, а также неназванное количество самолетов поддержки, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. В дополнение к истребителям Rafale M авиакрыло PANG будет включать в себя военно-морской вариант истребителя нового, 6-го поколения (NGF), совместно разрабатываемого Францией, Германией и Испанией.

В конце концов все воздушное крыло PANG будет состоять из NGF.

Авианосец будет оснащен системами катапультирования и приема самолетов EMALS и AAG — теми, которые используются на американском авианосце «Джеральд Р. Форд». EMALS использует линейные асинхронные двигатели вместо паровой катапульты, что позволяет запускать самолеты более плавно и в более высоком темпе.

Однако при этих достоинствах система была сложна и ненадежна. Оценка эффективности авианосца «Джеральд Форд», сделанная начальником отдела оперативных испытаний и оценки (OT&E) Министерства обороны Робертом Белером и полученная Bloomberg News, указывала на «плохую или неизвестную надежность новых технологических систем», таких как продвинутая электромагнитная пусковая система (EMALS) авианосца. Системы взлета и посадки самолетов следующего поколения «остаются ненадежными и слишком часто ломаются», как выразился Bloomberg News, что является серьезным препятствием для зарождающегося класса авианосцев, которые планирует получить флот США за 57 миллиардов долларов.

Удаление ржавчины из аккумулятора катапульты авианосца

Удаление ржавчины из аккумулятора катапульты авианосца.

© Photo by Petty Officer 3rd Class Sierra D Langdon

Оценка эффективности охватывала 3975 запусков и посадочных операций на авианосце во время 11 испытаний в море после доставки его флоту с ноября 2019 года по сентябрь 2020 года. Предполагается, что катапультная система с электромагнитным питанием будет работать 4166 «циклов» без сбоев. Вместо этого она смогла выполнить только 181 цикл без неудач, что «намного ниже требования», как написал Белер. Он не детализировал масштабы или серьезность проблем.

Последние характеристики нового устройства Advanced Arresting Gear для остановки самолетов при посадке — системы, которая, по прогнозам, будет стоить почти миллиард долларов, — также вызвали «опасения по поводу надежности», указал Белер.

EMALS была головной болью для ВМС США, но недавние усовершенствования, как заявил флот, повысили надежность системы. В июле военно-морской флот США заявил, что EMALS и AAG на борту USS Gerald R. Ford выполнила 10 000 запусков и приемов самолетов.

«Для будущего авианосца также было решено использовать американское оборудование — электромагнитные катапульты и электромагнитный ограничительный механизм», — сказал начальник штаба французского флота адмирал Пьер Вандье изданию Naval News.

По словам французского военного, как и в настоящее время, «аналогичное сотрудничество» с США «для поддержки наращивания операционной мощи и обеспечения технического обслуживания этих катапульт» будет продолжено.

USS Gerald R. Ford (CVN 78)

USS Gerald R. Ford (CVN 78).

© U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni

Строительство PANG планируется начать в 2025 году. Ожидается, что первые морские испытания будут проведены в 2036 году, а затем введены в эксплуатацию в 2038-м — в год, когда «Шарль де Голль», как ожидается, уйдет со службы.