С 13 по 16 декабря в Москве (а позже еще и в Екатеринбурге) в 13-й раз пройдет фестиваль «Французское кино сегодня». Представленные на нем картины – очень разные и по сюжетам, и по воплощению. Есть блистательное ретро про девушку, чей единственный, но настоящий талант заключается в умении пользоваться печатной машинкой. Есть военная драма, есть истории любви, есть комедии с изрядной долей абсурда… Короче, это то, чем дышит нынче французский кинематограф. Киноридус уже все посмотрел и смело рекомендует.
«Любовь на кончиках пальцев» (Populaire)
Франция, реж. Режис Руэнсар, в ролях: Дебора Франсуа, Ромен Дюри, Беренис Бежо, Шон Бенсон, Миу-Миу.
Всё, что умеет Роза – это печатать на машинке. Зато умеет она это очень хорошо – что и демонстрирует владельцу страховой компании на своем первом в жизни собеседовании. Он вмиг покорен – но не её красотой, а именно что талантом. Амбициозный молодой человек тут же берет девушку на работу, но в скором времени предлагает большее – участие в ежегодном конкурсе на звание лучшей машинистки Нижней Нормандии. Перспективы – первенство Франции и Чемпионат мира.
Вы думали, нет круче спорта на свете, чем бокс? Были глубоко неправы. И этот фильм – тому подтверждение. Начавшись как милая ретро-комедия, он неожиданно превращается в подлинную спортивную драму – с орущими болельщиками и предельным накалом страстей. Но все равно, конечно, остается в первую очередь – о любви. Пусть и возникшей благодаря печатной машинке. Изумительная картина.
«Ржавчина и кость» (De rouille et d'os)
Франция-Бельгия, реж. Жак Одиар, в ролях: Марион Котийяр, Маттиас Шунар, Арман Вердюр, Селин Саллетт, Корин Мазьеро.
Стэфани тренирует косаток, но однажды веселое представление заканчивается трагедией, перечеркивающей всю её жизнь: женщина лишается ног. Но всё потеряв, она тем не менее находит в себе силы жить дальше. Найти новые ориентиры ей помогает Али, случайный знакомый, становящийся лучшим другом. Больше, чем другом.
Как нет смысла гурманам представлять хорошее вино, так нет смысла представлять знатокам хорошего кино Жана Одиара. Франция уже дважды называла его ленты Лучшими картинами года – таковыми становились «Пророк» и «Мое сердце биться перестало». Кто знает, быть может, пройдет еще совсем немного времени – и режиссер победит в третий раз? Посмотрим; фильм у него сильный (хотя и неровный). Но вряд ли ошибемся, заранее предсказав верную победу Марион Котийяр, смело выступающей в необычной, если не сказать необыкновенной роли: отважной красавицы без ножек.
«Родные» (Les adoptes)
Франция, реж. Мелани Лоран, в ролях: Мелани Лоран, Мари Денарно, Дени Меноше, Клементин Селари, Теодор Маке-Фушер.
Однажды, спасаясь от дождя, в книжный магазин заходит мужчина. В следующий раз он попадает сюда уже специально – ради продавщицы Марины. Постепенно у них завязывается роман – не одобряемый сестрой девушки, Лизой, которая сама воспитывает сына в одиночку.
В первую очередь фильм интересен именем Мелани Лоран, которая не только сыграла Лизу, но и проявила себя как тонко чувствующий сценарист и режиссер-постановщик. Но вскоре становится очевидно, что лента любопытна и сама по себе, без всяческих скидок. Это крепкая французская драма, «стандартная» в самом лучшем значении этого слова, подразумевающим неизменное качество. Не претендуя, быть может, на особые лавры, Лоран умело рассказывает очень важную историю о людях – легко находя путь к зрительским чувствам и эмоциям.
«Штиль» (La mer à l'aube)
Франция-Германия, реж. Фолькер Шлёндорф, в ролях: Лео-Поль Салмэн, Марк Барбе, Ульрих Маттес, Жан-Марк Руло, Филипп Резимон.
Вторая мировая, фашисты заняли Францию. Бойцы Сопротивления по заданию партии убивают немецкого офицера. Незамедлительно следует ответная реакция: Гитлер приказывает расстрелять 150 человек из числа политзаключенных.
Их действительно расстреляют: в основе фильма – подлинная история, а в честь самого молодого погибшего паренька, 17-летнего Ги Моке, в Париже даже названа станция метро. Шлёндорф, чья репутация крепко покоится на классическом фильме «Жестяной барабан», ведет свое трагическое повествование ровно, без особого надрыва. Он показывает и немецкого генерала, пытающегося доказать, что подобная акция только повредит отношениям между Германией и Францией, и местных чиновников, в силу обстоятельств помогающим оккупантам. Иногда даже начинает казаться, что подробностей слишком много – но как раз тогда режиссер заводит первую партию приговоренных в пустой барак, и они начинают писать прощальные письма. И тут уж поневоле вздохнешь вместе с героями: «Будь проклята война…».
«Дом терпимости» (L'Apollonide (Souvenirs de la maison close))
Франция, реж. Бертран Бонелло, в ролях: Ноэми Львовски, Афсия Эрзи, Селин Саллетт, Жасмин Тринка, Илиана Забет.
Эстетское описание быта французского борделя на рубеже XIX-XX веков.
Если «Ржавчина и кость» - участник конкурса Каннского кинофестиваля этого года, то «Дом терпимости» показали там еще в 2011-м. Прошел фильм уже и испытание «Сезаром»: восемь номинаций, из которых победой увенчалась только одна – за лучшие костюмы. В чем, конечно, присутствует определенная ирония: ведь прежде чем раздеть хозяек этого дома, их надо было еще и одеть – по соответствующей моде. Как и костюмы, визуальная сторона картины в целом не вызывает вроде бы особых вопросов – а её моральную составляющую каждый может оценить и вне фестиваля: фильм уже на этой неделе выходит пусть в ограниченный, но все же прокат.
«Суперстар» (Superstar)
Франция-Бельгия, реж. Ксавьер Джанолли, в ролях: Кад Мерад, Сесиль Де Франс, Луи-До де Ланкесэ, Седрик Бен Абдулла, Альберто Сорбелли.
Одним утром самый обычный мужик оказывается в странной ситуации: в метро у него просят автограф, а вслед за этим начинаются активно фотографировать совершенно незнакомые ему люди, такие же обычные парижане. Ничего не понимая, он пытается скрыться от неожиданной славы, но ничего не выходит: каким-то образом ничем, казалось бы, не примечательный обыватель становится звездой газет, ТВ и интернета.
Авторов фильма меньше всего волнует вопрос, который без устали задает сам герой: «Почему?» Ответ на него они дают между делом, на бегу, совершенно не заостряя на нем внимания. Им интереснее не причина, а следствия: что этот человек будет делать дальше – и как будет вести по отношению к нему толпа? Сюжет, из которого Вуди Аллен сделал одну из новелл «Римских приключений», французы растягивают практически на два часа – с максимальной дотошностью изучая все возможные нюансы и постепенно превращая комедию в горестную драму. Слава, которую ты не ждешь, - то еще испытание.
«Клиника любви» (La clinique de l'amour!)
Франция-Люксембург-Бельгия, реж. Артюс де Пенгерн, в ролях: Артюс де Пенгерн, Эрик Годон, Брюно Саломон, Мишель Омон, Наташа Линдинжер.
Один брат, хороший хирург, хочет спасти отцовскую клинику, другой брат, бездарь, жаждет побыстрее ее продать. Это противоречие приводит к массе в разной степени то ли страшных, то ли смешных ситуаций.
Довольно нестандартная комедия, рассчитанная на зрителей со специфическим, пожалуй, чувством юмора. Больничная тема отработана пусть и с изрядной долей абсурда, но и с пугающими реалиями: тут есть и переливание крови, и срочная операция на сердце, и прочие не самые приятные моменты. И если честно, то не всегда это забавно в той самой степени, в какой видят это создатели фильма. Однако уже во второй половине картины степень общего бреда достигает такой консистенции, что становится даже в своем роде прекрасно – а в конце и вовсе наступает время для танцев.
«Мой первый раз» (Ma première fois)
Франция, реж. Мари-Кастий Мансьон-Шаар, в ролях: Эстер Комар, Мартен Каннаво, Венсан Перес, Джудит Эль Зейн, Лили-Флёр Понто.
В колледже – новичок, поменявший по причине своего бескомпромиссного нрава уже не одно учебное заведение. С первого взгляда он влюбляется, разумеется, в самую прилежную студентку – но она не так проста, чтоб вот так сразу отдавать ему свое сердце. Но шаг за шагом – и они все-таки будут вместе.
Молодежная история любви – довольно типичная и довольно затянутая, даже несмотря на свои полтора часа. Но с молодежью всегда так: первое чувство не так-то просто описать коротко. Хочется вместить в свой рассказ и сюжет с ссорами и примирениями, и атмосферу со вздохами с ахами, а еще есть подруга, а еще учителя, ну и родители, конечно, которым тоже полагается уделить внимание. Однако не всем и не всегда удается придать повествованию такого рода универсальный характер – чтобы было интересно смотреть фильм не только ровесникам героев, но и взрослым зрителям. Не стал исключением и «Мой первый раз» - это кино все же рассчитано на тех, у кого первая любовь либо еще не закончилась, либо еще не стала далеким воспоминанием. Ну и для тех, кто только ждет её, эту любовь.
С расписанием фестиваля и прочими подробностями можно ознакомиться здесь.
См. также: