28-го февраля в Париже вручили премию «Сезар». Выбор академиков можно назвать удивительным. В то время как критики бесстрашно воспевают «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, в прошлом мае завоевавшую «Золотую пальмовую ветвь», профессионалы столь вызывающей ленте главные призы отдавать отказались. Хотя их голоса всё равно достались картине, разбирающей проблемы пола – только фильму о душевной и плотской любви двух девчат французы предпочли фильм о юноше, терзаемом вопросами самоопределения.
«Я, снова я и мама» Гийома Гальенна – автобиографический рассказ о взрослении молодого человека, который даже родственниками воспринимается как неоперившийся гомосексуалист. Кончается, впрочем, всё хорошо: в отличие от Адель Гийом всё-таки находит себе пару противоположного пола, положив конец собственным метаниям. (Киноридус подробно писал о картине дважды – в обзоре кинофестиваля«Молодость»и когда онавыходила в прокат.) Как итог – пять призов, из которых четыре досталось собственно Гальенну - и за лучшую сценарную адаптацию собственной пьесы, и за лучшую мужскую роль, и за лучший режиссёрский дебют, и за лучший фильм года вообще (плюс ещё приз за монтаж).
За Кешиша, впрочем, можно особо не расстраиваться – у него уже имеется целая коллекция «Сезаров» за предыдущие картины. Сейчас же его «Адель» получила всего одну награду – её по справедливости взяла исполнительница заглавной роли Адель Экзаркопулос как самая многообещающая актриса. Любопытно, что в аналогичной мужской категории победил Пьер Леладоншам – за роль в не менее скандальном фильме «Незнакомец у озера», который также посвящён «голубой» теме. А приз за лучшую режиссуру достался классику Роману Полански – за «Венеру в мехах», в основе которой лежит, как легко догадаться, знаменитое произведение Леопольда фон Захер-Мазоха. Так что убежав от «обвинений» в поощрении лейсбийской любви, французские академики все равно показали себя людьми самых широких взглядов. Хотя и понятно, что каждый раз они оценивали кино, а не тему.
Вышедшие совсем недавно в российский прокат «9 месяцев строгого режима» удостоились «Сезаров» за лучший оригинальный сценарий и лучшую женскую роль (Сандрин Киберлэн). Лучшими актёрами второго плана признаны Адель Энель («Сюзанн») и Нильс Ареструп («Набережная Орсе»). Фильм «Невероятное путешествие мистера Спивета» отмечен призом за операторскую работу, «Пена дней» - за лучшие декорации, «Ренуар. Последняя любовь» - за лучшие костюмы, «Михаэль Кольхаас» - за музыку и звук.
Победу в анимационной категории разделили сразу два мультфильма – «Лулу. Невероятная тайна» и «Кики с Монпарнаса». Лента «По дороге в школу» названа лучшей документальной работой. В борьбе за звание лучшего иностранного фильма всех опередил «Разомкнутый круг» Феликса Ван Гроенгинена.
Почётного «Сезара» вручили Скарлетт Йоханссон – видимо, за всё то счастье, что она приносит людям.