ФСБ России рассекретило в рамках проекта «Без срока давности» документы о расправах бандеровцев над священниками на западе Украины в годы Великой Отечественной войны.
Жертвами украинских националистов становились православные священнослужители Московского Патриархата, не желавшие переходить под юрисдикцию Украинской автокефальной православной Церкви, которая была создана с помощью нацистов на оккупированной территории УССР и просуществовала с 1942 по 1944 год.
В частности, об этом свидетельствует докладная записка «О положении православной церкви и деятельности духовенства в Ровенской области», которую в марте 1944 года на имя руководителя советской контрразведки, начальника 2-го Управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР Петра Федотова направил руководитель 2-го Управления НКГБ Украинской СССР Павел Медведев.
В документе сказано, что старший среди украинских архиереев архиепископ Алексий (Громадский), «считаясь с отрицательным реагированием духовенства и верующих на украинизацию богослужения и учреждение автокефалии и боясь открыто отказать националистам в их требованиях, созвал в августе 1941 года в Почаеве Собор епископов, который вынес решение о переходе православной церкви на статут автономии, не выходя из юрисдикции московской патриархии».
На выставке, посвященной преступлениям бандеровцев на Украине © ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян
Националисты, добившись учреждения на оккупированной нацистами территории Украины автокефальной церкви, поставили во главе нее епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Духовенство и верующее население Ровенской области сообщение об учреждении автокефальной церкви во главе с Сикорским «встретило резко отрицательно», поскольку епископ Поликарп был известен всем как «карьерист» и раскольник.
7 мая 1943 года архиепископ Алексий (Громадский) был убит украинскими националистами ОУН (Организация украинских националистов, запрещена в РФ), когда проезжал через село Смыга на Волыни (ныне Дубенский район Ровенской области).
О том, как под Ровно бандеровцы применяли насилие в отношении православных священников, оставил свидетельства и архиепископ Курский и Белгородский Питирим в своей записке председателю Совета по делам Русской православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову в июле 1944 года.
«Вблизи села Дермань мученически убиты бандеровцами священник Михей Шавринский, священник села Верхова Александр Туркевич, заштатный старичок-священник села Точивки Рахлицко. Теми же бандеровцами убиты ночью в Мощанице Малой и Мощанице Большой протоиерей Мелетий Рожковский и протоиерей Евгений Мержинский, причем их вначале подвергли мучениям, выкололи глаза, пристрелили, а потом бросили в колодец», — рассказал Питирим.
Звонарь Покровского собора в городе Измаил Одесской область звонит в колокола в честь вступления Красной Армии в город, 26 августа 1944 г. © Владимир Иванов, Евгений Халдей/ТАСС
«Вблизи города Здолбунова Ровенской области в селе Ст. Миньске убили священника Мельникова и с ним две семьи его дочерей, которые жили при нем. Всем этим священникам перед их убийством предлагали перейти в автокефальную церковь», — добавил архиепископ.
Питирим отметил, что особенно тяжело приходилось священникам в приходах Полесья. Если бандеровцам становилось известно, что тот или иной священник «вошел в общение с московским епископом или решился служить на славянском языке, то таких смельчаков предают смертной казни. А казни у них ужасные. Они пилой отрезают головы или режут особыми ножами».
По его словам, у бандеровцев, убивавших священников, был особый ритуал: палач «предварительно совершает моление (и) после казни особым образом вытирает кровь с ножа и благодарит бога». «Передают, что священники УПА (Украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) совершают чин освящения ножей, предназначенных для казни неправоверных», — заключил он.
Ранее «Ридус» рассказывал о том, как украинские националистические организации проводят в Киеве ежегодные факельные шествия в честь годовщины рождения Степана Бандеры.