Кризис на рынке нефти входит в финальную фазу: в ближайшее время начнется закрытие предприятий и целых секторов нефтяной промышленности, в худшем случае придется остановить около трети мирового производства, полагают некоторые эксперты.
Мы подходим к концу игры. Пик может быть с начала до середины мая. Нас отделяют от него недели, а не месяцы, — цитирует Bloomberg генерального директора одного из крупнейших энергетических трейдеров Gunvor Group Ltd. Турбьерна Тернквиста.Угроза остановки производства стала одной из причин, побудивших мировых лидеров договориться о сокращении производства. Но так как масштаб кризиса затмил их усилия, и новое соглашение не смогло остановить провал цен ниже нуля на прошлой неделе, закрытие предприятий стало реальностью, констатирует агентство.
Уже объявила о приостановке производства на заводе под Сан-Франциско компания Marathon Petroleum Corp — один из крупнейших переработчиков нефти в США. Простаивает несколько установок на трех американских нефтеперерабатывающих заводах в Алабаме и Луизиане компании Royal Dutch Shell Plc. Многие НПЗ в Европе и Азии работают только на половину мощности. Нефтетрейдеры и консультанты ожидают продолжения этой тенденции.
В то же время, министр энергетики РФ Александр Новак отметил некоторое оживление на европейском рынке нефтепродуктов. По его словам, в странах Центральной и Северной Европы есть уже некоторые позитивные «ростки» прироста спроса.
Если там на автозаправочных станциях падение спроса составляло до 70%, сегодня уже по некоторым странам мы видим снижение этого показателя до 60−65%, — пояснил министр.Если спрос начнет расти, «ситуация сразу станет более понятной и рынки станут более стабильными», добавил Новак.
© pixabay.comСлишком много нефти
Независимые эксперты министерского оптимизма не разделяют. Пока для рынка нефти нет позитивных новостей, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При совокупном потреблении в течение последних лет на уровне около 100 млн. баррелей в день сейчас спрос упал на 35−40%, тогда как еще месяц назад озвучивались цифры 20−25%, напоминает он.
По разным оценкам, излишек на рынке нефти составляет от 25 до 40 млн. баррелей в сутки, чего не было никогда в истории. При этом нефтехранилища заполняются нефтью слишком быстро, у берегов США и Европы скопились сотни танкеров в ожидании возможности слить нефть, но такой возможности нет. Танкеры стоят на рейде, свободных мощностей для хранения становится все меньше.
России придется не только сокращать добычу, но и консервировать скважины и месторождения: из более 200 тысяч скважин закроются около 30%, прогнозирует эксперт. Российские нефтяники договариваются с РЖД, чтобы в качестве емкостей для хранения использовать цистерны, но этого также недостаточно.
Соглашение ОПЕК+, которое реально начнет действовать в мае, облегчения рынку тоже не принесет. Его участники уберут 10 млн. баррелей в сутки, еще 5 млн. баррелей сократят страны G-20.
В США сланцевые нефтедобытчики прогнозируют банкротства, Мексика заявляет, что вынуждена останавливать добычу в больших объемах, чем планировалось. Таким образом, начало мая станет лишь поводом для кратковременного роста котировок, объем физической нефти по-прежнему будет некуда девать. Нужны дальнейшие решения по снижению добычи и закрытию производств — других вариантов не существует, — соглашается аналитик с выводами западных коллег.Сделка ОПЕК+ не уберет избытки предложения, потому что даже с учетом сокращения добычи, хранилища и так заполнены, нужно куда-то эту нефть девать. Об этом и свидетельствует гигантское скопление нефтяных танкеров у берегов Южной Калифорнии, поддерживает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов.
© pixabay.comЗатишье перед бурей
Говорить о восстановлении спроса в Европе явно преждевременно, считает Деев. В Китае, где экономика уже восстановилась на 90%, спрос на энергоресурсы заметно отстает, и вряд ли сумеет существенно ускориться. Такая же ситуация будет и в Европе, и в США.
Не стоит забывать, что нефтепродукты в значительном объеме потребляет транспорт. Между тем, снижение доходов населения вследствие пандемии негативно отразилось на потреблении топлива для автопрома. Трансграничные полеты, по прогнозам, смогут восстановиться в лучшем случае только через год, да и внутренние перелеты существенно сократились.
Надеяться на возобновление массового авиасообщения не приходится, тогда как четверть мирового потребления нефтепродуктов приходится на авиационный керосин, — замечает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.Не стоит возлагать слишком большие надежды и на восстановление производства, добавляет он. Чтобы оно начало работать в полную силу и потреблять энергоносители, нужно, чтобы мировая торговля тоже восстановилась. Но границы по-прежнему закрыты.
Пик кризиса мы не прошли, но сейчас видим отскок. После сильного падения обычного так и бывает: происходит некоторая коррекция, и она накладывается на какие-то позитивные новости. В частности, сейчас это некоторые ослабления карантина в Европе, в США начинается автомобильный сезон, люди стали больше ездить, растет потребление нефтепродуктов, — рассуждает аналитик. © pixabay.comНо этот отскок закончится еще более сильным падением, предупреждает он. Эксперт допускает, что цены на нефть могут уйти до 6−10 долларов за бочку. И этот уровень выбьет с рынка каких-то африканских производителей, у которых очень высокая себестоимость производства.
Если они позакрывают свои скважины, начнется реальный отскок, и вот тогда можно ожидать если не роста цен, то хотя бы выхода на плато. Но пока идет ценовая конкуренция, и саудиты продолжают отгружать нефть со значительными скидками для европейского и азиатского рынка, надеяться, что цены зафиксируются на уровне 20 долларов за баррель, совершенно не приходится, полагает Вязовский.
Наверняка рынок нефти только начал падение, мы еще увидим очередные рекорды отрицательных цен, а также панику на рынке, когда хранилища в мире закончатся, — предсказывает Деев.По словам Абрамова, небольшой рост спроса в Европе происходит на фоне сокращения поставок в рамках сделки ОПЕК+ и спецификации самой нефти марки Urals, из которой получается больше дизеля и бензина. В мае поставки Urals из морских портов должны уменьшиться на 40%, до 1,24 млн баррелей — наименьшего объема с декабря 2014 года. А потребление дизеля и бензина слегка выросло из-за плавного ослабления карантинных мер: люди начинают больше ездить на автомобиле.
Поддержку нефти будет также оказывать сокращение буровых установок в США (их количество уже уменьшилось на 50%) и постепенное снятие ограничительных мер из-за коронавируса. Эксперт прогнозирует сохранение волатильности от 15 до 25 долларов за баррель Brent в ближайшей перспективе, плавное восстановление спроса в третьем квартале и стабилизацию цен на уровне 40 долларов за баррель к концу года.