72-й Венецианский кинофестиваль подвёл итоги. Главный приз, «Золотого льва», жюри под председательством Альфонсо Куарона присудило фильму «Оттуда» (варианты перевода: «Извне», «Издалека»; Венесуэла — Мексика). Режиссёр Лоренцо Вигас рассказал историю немолодого богача, излишне сильно привязавшегося к своему приятелю-подростку.
Приз за лучшую режиссуру получил Пабло Траперо, на основе реальных событий поставивший ленту «Клан» (Аргентина — Испания) о мафиозной семье, которая в восьмидесятые годы заработала «репутацию» многочисленными похищениями и убийствами. Третья по значимости награда, Гран-При жюри, отошла Чарли Кауфману и Дюку Джонсону за кукольный мультфильм «Аномализа» (США), повествующий о любви писателя и его поклонницы. Ещё один приз жюри — Специальный — перепал «Безумию» Эмина Элпера (Турция — Франция — Катар).
Лучшей актрисой фестиваля названа Валерия Голино, сыгравшая в фильме «Ради тебя» (Италия, реж. Джузеппе Гаудино) простую женщину, давно переставшую радоваться жизни, но вдруг решающуюся на перемены. Мужской «Кубок Вольпи» достался Фабрису Лукини за роль бескомпромиссного председателя суда присяжных в ленте «Горностай» (Франция). Её постановщик Кристиан Венсан удостоился также приза за лучший сценарий.
Ленты, на которые перед началом конкурсных показов делались основные ставки, члены большого жюри оставили без внимания. Только «Безродные звери» Кэри Фукунага оказались отмечены уж совсем утешительным «львёнком»: приз имени Марчелло Мастроянни лучшему юному актёру получил исполнитель главной роли Эйбрахам Атта — гражданская война в Африке лишила его героя семьи и вынудила вступить в банду наёмников. Также у этой картины — один из неофициальных призов; их на фестивале раздают более тридцати организаций.
Двум другим несостоявшимся фаворитам только такие награды и остались. «Девушка из Дании» Тома Хупера о сменившем пол мужчине предсказуемо забрала «Голубой лев», а «Франкофония» Александра Сокурова была отмечена Фондом итальянского художника Миммо Ротелла и Федерацией кинокритиков Европы и Средиземноморья.
Между тем жюри, представляющее Международную федерацию кинопрессы (ФИПРЕССИ), свой приз отдало другому классику — Марко Беллоккьо, который показал в Венеции семейную сагу «Кровь моей крови».
Главный приз «Горизонтов» — второй венецианской конкурсной программы — жюри во главе с Джонатаном Демме отдало ленте Джейка Махаффи «Действительно свободен» (США — Новая Зеландия), в которой священник-протестант берётся молитвами излечить больного ребёнка. Брэйди Корбет был назван лучшим режиссёром: его картина «Детство лидера» (Великобритания — Венгрия) посвящена зарождению фашизма в первой четверти двадцатого века. Корбет также победил в борьбе за «Льва будущего», присуждаемого за лучший дебют фестиваля.
Между тем — совпадение ли это? — в программе «Венецианская классика» студенты-киноведы свой приз за лучший отреставрированный фильм присудили скандальной ленте Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома», в которой действие романа маркиза де Сада перенесено на территорию фашистской республики.
Как мы уже сообщали полгода назад, почётного «Золотого льва» за достижения всей жизни получил французский режиссёр Бертран Тавернье.