Ученые из Университета штата Джорджия (США), экспериментирующие с генетически модифицированными хомяками, обнаружили, что биология, стоящая за социальным поведением, намного сложнее, чем мы думали раньше.
Команда использовала генную технологию CRISPR, чтобы заблокировать определенный нейрохимический сигнальный путь. В итоге поведение животных изменилось самым неожиданным образом.
Ключом к исследованию стал гормон, известный как вазопрессин. Этот важный гормон играет ключевую роль в социальном поведении, включая создание пар, сексуальную мотивацию, сотрудничество, коммуникацию, доминирование и агрессию. В прошлом исследовании ученые уже вводили вазопрессин детям с аутизмом и обнаружили значительные улучшения в социальном поведении.
Для нового эксперимента команда вновь использовала вазопрессин. При помощи CRISPR ученые отредактировали генный код хомяков, удалив рецептор Avpr1a, с которым связывается вазопрессин. Конечно же, отредактированные хомяки продемонстрировали изменения в своем социальном поведении, но не такие, как ожидала команда.

Генетически модифицированные хомячки были более общительными, но и более агрессивными.
«Мы были очень удивлены результатами. Мы ожидали, что, если устраним активность вазопрессина, мы уменьшим как агрессию, так и социальное общение. Но произошло обратное», — поделился Эллиот Альберс, ведущий научный сотрудник исследования.Как ни странно, хомяки, у которых был генетически сбит рецептор Avpr1a, продемонстрировали повышенное стремление к общению с другими зверьками. Однако это социальное поведение было как положительным, так и отрицательным: животные проявили и большую агрессию по отношению к другим представителям своего пола.
Любопытно, что это относилось как к самцам, так и к самкам хомяков. Тем самым ученые доказали, что дефицит вазопрессина стирает разницу между полами, поскольку обычно самцы агрессивнее самок.
Команда очень довольна своим открытием, поскольку оно доказывает, что социальное поведение млекопитающих, включая людей, очень сложное и зависит от многих гормонов. Это исследование потенциально открывает совершенно новые возможности для лечения нервно-психических расстройств, в том числе и врожденных.