Всё новые и новые страны подключаются к тренду создания беспилотных ведомых самолётов, грозящему коренным образом изменить не только тактику воздушного боя, но и принципы использования боевой авиации.
Одной из интересных сторон данного процесса является активное участие в разработках таких машин со стороны молодых компаний и стартапов, для которых успех в данной области может стать путёвкой в мир большой авиации.
На этот раз в гонку беспилотников-ведомых включилась Германия, причём тоже на уровне стартапа.
Helsing Europa
Некоторое время назад немецкий оборонный стартап Helsing (созвучно с именем легендарного истребителя вампиров из романа Брэма Стокера) представил беспилотный боевой летательный аппарат CA-1 Europa. Компания планирует первый полёт БПЛА уже в 2027 году.
Немецкий аппарат очень похож на MQ-28 Ghost Bat, который австралийское подразделение Boeing разработало как беспилотного «лояльного ведомого» для Королевских ВВС Австралии в рамках программы Airpower Teaming System.
ВВС США приобрели как минимум один экземпляр данной техники для поддержки исследований, испытаний и оценки.
На днях на заводе Helsing в Туссенхаузене (Бавария) представлен полноразмерный макет одномоторного беспилотного летательного аппарата CA-1 (Combat Aircraft 1). Угловатый фюзеляж, крыло типа «клык», боковые воздухозаборники и V-образное хвостовое оперение во многом напоминают MQ-28 — основные внешние черты нового БПЛА.
Helsing весит около 3600 килограммов и имеет длину около 11,8 метра, что очень напоминает австралийца MQ-28. Оба аппарата имеют трёхопорное шасси для полётов с обычных взлётно-посадочных полос.
Хотя в соответствии с требованиями малозаметности вооружение на Helsing Europa будет располагаться внутри фюзеляжа, разработчик не раскрывает размер полезной нагрузки или типы предполагаемых для него боеприпасов.
Истребители вампиров
Что касается компании-разработчика, то стартап Helsing основан в 2021 году и до сих пор наиболее известен программным обеспечением для искусственного интеллекта.
Планируемые сроки компании по CA-1 включают первый полёт в 2027 году и ввод в эксплуатацию до 2031 года. Для достижения этой цели разработчик инвестирует сотни миллионов евро в проект и намерен сотрудничать с другими неуказанными европейскими компаниями.
И всё же вкладывать деньги и сотрудничать с другими — это одно, а реализовать возможность — совсем другое. Особенно для компании, которая неизвестна производством крупных современных беспилотных летательных аппаратов в больших масштабах.
С другой стороны, хорошо известная американская компания Anduril находилась в похожем положении, когда выдвинула свою Fury для программы USAF Collaborative Combat Aircraft и победила. Но в том случае базовый проект Fury был далеко продвинут в разработке как ударный беспилотник от Blue Force Technologies, которую Anduril приобрела ранее.
Helsing утверждает, что CA-1 будет обладать возможностями автономного управления. Пока неясно, в какой степени аппарат сможет выполнять миссии без участия человека. Разработчик заявляет, что ожидает, что CA-1 сможет действовать самостоятельно или в составе групп других дронов, взаимодействовать с пилотируемыми истребителями.
Один из многих
CA-1 появляется на сцене в период быстрого распространения беспилотных летательных аппаратов данного типа. Это вызвано стремлением военно-воздушных сил увеличить «боевую массу» в более напряжённых условиях, чему способствуют более дешёвые беспилотные платформы.
Всё чаще на данный рынок выходят военные стартапы и технологические компании вроде Helsing, стремящиеся потеснить более авторитетных тяжеловесов оборонной индустрии.
Как и Ghost Bat, CA-1 в первую очередь предназначен для выполнения функций «верного ведомого», работающего совместно с пилотируемыми платформами. Данное условие вызывает растущий интерес в Германии и других странах.
Немецкая компания Airbus Defense and Space недавно объявила о сотрудничестве с Kratos Defense and Security Solutions для поставки малозаметного беспилотника XQ-58A Valkyrie.
Airbus планирует выпустить европеизированный беспилотник Valkyrie для Luftwaffe к 2029 году. На данном этапе неясно, есть ли у Министерства обороны Германии конкретные требования к XQ-58A. Хотя имеются определённые признаки того, что ведомство хочет представить аналогичную платформу в будущем.
CA-1 Helsing мог бы составить конкуренцию за ту же роль.
«Совместимые» беспилотники для Luftwaffe
У Airbus есть и другие предложения в данной области.
В 2024 году компания Airbus представила собственную концепцию малозаметного «верного ведомого», известную как Wingman. Тогда компания заявила, что в Luftwaffe «выразили явную потребность» в беспилотнике, способном действовать совместно с пилотируемыми истребителями до поступления на вооружение общеевропейской системы перспективной боевой авиации (FCAS). Программа рассчитана на ввод в эксплуатацию в 2040-х годах. Её центральным элементом станет пилотируемый истребитель нового поколения (NGF).
При этом в настоящее время будущее общеевропейской программы FCAS, особенно место Германии в ней, находится под пристальным вниманием. Несмотря на это, очевидно, что Германия ищет надёжный беспилотник ведомого типа, независимо от судьбы FCAS.
Существует потребность в беспилотном самолёте-компаньоне для работы с будущими немецкими самолётами радиоэлектронной борьбы Eurofighter EK.
Помимо Eurofighter, большая часть которых уже заказана, Германия вполне может стремиться к использованию БПЛА совместно с малозаметными истребителями F-35A, которые уже заказаны в США.
Всё это будет отражать планы ВВС США в отношении F-35. Ожидается, что он будет эксплуатироваться совместно с беспилотниками, разрабатываемыми в рамках программы Collaborative Combat Aircraft (CCA).
Плечом к плечу с роботом
Сочетание малозаметного самолёта и дополнительных беспилотников рассматривается как основополагающая часть планируемых будущих Военно-воздушных сил США. Данная идея набирает популярность и в других странах.
Беспилотные летательные аппараты всё чаще рассматриваются как решение для восстановления военно-воздушных сил Европы после многих лет сокращения их численности и атрофии некоторых прежних возможностей. В связи с растущей напряжённостью между НАТО и Россией растут расходы на оборону в Европе, в том числе в Германии. Необходимость быстрого и экономически эффективного расширения ВВС делает беспилотники особенно актуальными.
CA-1 Europa представляется специализированным решением для военно-воздушных сил, включая Luftwaffe, в которой ищут способы восстановления боевой массы, но при этом ограничены в средствах. Однако предстоит столкнуться с жёсткой конкуренцией со стороны более известных игроков на быстро перенасыщаемом рынке беспилотных летательных аппаратов типа «верный ведомый».