Было бы несправедливо сказать, что на фестивале «Россия» не было любопытных документальных фильмов. Были, но, к сожалению, их на порядок было меньше, чем в предыдущие годы.
Ключевыми персонажами конкурсной программы фестиваля «Россия» стали люди-герои и смерть во всех ее проявлениях. Что это? Диагноз документалистов современному обществу или напротив диагноз самим документалистам, ведь, как известно, красота в глазах смотрящего?
Из 26 конкурсных фильмов 10 так или иначе затрагивает тему смерти, угасания.
Особенно страшен в этом плане фильм «Ритуальные принадлежности» (режиссер Анна Тюрина). Режиссер-дебютант на протяжении часа снимает пожилую женщину, мучающуюся болезнью Альцгеймер. На глазах зрителя героиня, явно не осознавая, что ее снимают, теряется в собственной памяти, не может узнать свою дочь, задает одни и те же вопросы, пытаясь выпутаться из того хаоса, в котором она оказалась. Автор демонстрирует все, что только можно (прямо-таки «показать то, что скрыто»), включая всякие гигиенические процедуры (например, съемка крупным планом – как героиня срезает себе бородавки на лице) или похоронные трусы, запрятанные в мешочке. Но, пожалуй, самое страшное ни проявления болезни героини, ни беспристрастность режиссера как наблюдателя за подопытными, а то, что те зрители, которые все-таки добрались до финала, узнают на титрах, что режиссер снимала родную бабушку. В фильме «Жито» (режиссер Антон Уткин) главная героиня тоже старушка, но о содержании фильма можно догадаться только прочитав аннотацию в каталоге. В самом фильме на протяжении получаса почти ничего не происходит – героиня ходит в поле с серпом и убирает рожь. Сверившись с каталогом, мы узнаем, что Ульяна, восьмидесятилетняя жительница белорусской деревни, посеяла далеко за околицей рожь. Подошло время жатвы, но беспрестанные дожди не позволили комбайну добраться до ее участка. Чтобы спасти жито, Ульяна решает убрать его так, как это делалось во времена ее молодости. Ничего этого из фильма не следует, а если бы и следовало, то смысл сего произведения по-прежнему остается загадкой. Да, природа действительна красива, но что дальше?
Пристрастие к чрезмерному хронометражу и невнятности (а иногда и необходимости ли?) темы вообще проблема документалистики. Кроме фильма «Жито» были и другие славные представители в конкурсе – фильмы «Кочевье» (режиссеры Молдосеит Мамбетакунов, Артыкпай Суюндуков), «Кукушкин сад» (режиссер Светлана Быченко), «Майманы» (режиссер Михаил Барынин), например.
Фестиваль «Россия» призван показать срез документального кино, так что же, как по Шевчуку получается: «Родина - уродина»? Или действительно показать больше нечего, кроме покосившихся домов, опустившихся людей, алкоголиков, пусть и ставших на путь исправления (фильм «Трезвитесь», режиссер Валерий Тимощенко)? Ведь можно же взять ту же тяжелую тему, связанную с острой социальной проблематикой, но снять так, чтобы это затронуло эмоционально, как, например, фильм «Наказание без преступления» (режиссер Ирина Зайцева), а не давило исключительно своей мрачностью, беспросветностью и безнадежностью.
Трейлер фильма "Широкие объятия"
Выгодно от остальных в этом плане отличился еще один конкурсный фильм «Широкие объятия» (режиссер Юлия Киселева). Главные герои в фильме – волонтеры, которые взяли шефство над домом престарелых. Они не только ездят, навещают старушек, но и сумели добиться улучшения их жизненных и медицинских условий, пробившись на прием к губернатору области, где находится дом престарелых, и подняв шумиху в СМИ.
Еще одной условной общей чертой, под которой можно объединить часть фильмов конкурса этого года, - это фильмы-портреты. В рамках фестиваля участники и зрители смогли узнать о подробностях жизни и творчества поэтов Виктора Сосноры, Рины Левинзон, художника Владимира Пименова, актрисы Вероники Полонской, режиссера Алексея Германа. У всех этих людей судьба по-своему трагична и неординарна, все они по-своему герои, но были на фестивале фильмы о людях, которые не являются творческими, но которые очень много сделали для окружающих.
В уже упомянутом фильме «Наказание без преступления» (да, фильм тоже затянут, но…), главные герои не только дети-отказники-аутисты, живущие в психоневрологическом интернате по соседству с настоящими сумасшедшими, но и директор этого интерната. Он заботится обо всех и борется за нормальную жизнь каждого ребенка-аутиста, который к нему попадает. У него это называется «освободить». По достижению совершеннолетия они обращаются в суд, который решает снять или нет диагноз с человека (как говорят в кадре пегагоги, как правило, таким детям еще до года ставят «легую степень дебильности», которая не всегда соответствует действительности). Если диагноз снят, тогда человек имеет право покинуть интернат и жить полноценной жизнью, если нет, то он навсегда останется в его стенах. Главная героиня фильма Людмила в сентябре была освобождена, а во время суда директор загремел с инфарктом в больницу, так он переволновался. Половину денег, которое государство переводит на ребенка, он откладывает на специальный счет. Ребенок может снимать эти деньги и тратить, а может их поднакопить и впоследствии купить себе какое-то жилье, как поступил другой герой этого фильма Миша. Но, как сказала режиссер фильма, в местных органах здравоохранения только и ждут, когда директору исполнится шестьдесят лет, и его можно будет проводить на пенсию.
Тоже педагог – главная героиня фильма «Остановите поезд». Когда-то она приехала из Латвии в Амурскую область и мечтает уехать обратно, но когда она почти уже садится в поезд, Генрика (а именно так необычно зовут героиню) понимает, что не может бросить детей, несмотря на гадости, которые они творят. Она привязалась к ним и, может быть, они к ней. Она верит, что до них можно достучаться, придумывает всякие спектакли, истории, которые бы пробудили в детях интерес к жизни и сделали бы их добрее.
Фрагмент фильма "Остановите поезд"
Главный герой фильма «Чрезвычайные будни» (режиссер Андрей Титов)- врач медицины катастроф – он летает на вертолете, мчится на машине по Свердловской области, а его жена признается, что дома его почти не видят. «Его не вызывают, только если он в 2000 км от дома». Но на его счету – спасенные жизни, на глазах зрителя врач делает операции ребенку, вылившему на себя кипяток, с ходу ставит другому пациенту правильный диагноз «перитонит»…
Кстати, фильм получил четыре приза, в том числе приз зрительских симпатий (зрители голосовали после каждого показа анкетами) и диплом жюри. В зале во время просмотра находился сам герой фильма, и после фильма зрители устроили ему и режиссеру овации.
Главный герой фильма «Доброе утро, Митровица» (режиссер Ирина Уральская) искренне желает добра своей родине, Сербии, где смешалось все в политической мясорубке – смерть, борьба, баррикады. Сам герой уже успел побывать в албанской тюрьме месяц за убийство, которое он не совершал, но жизнь все равно продолжается. Он не хочет уезжать из Митровицы. Он фонтанирует идеями, мечтает о будущем, женится, вместе с супругой открывает свою школу танцев…
Фильм «Доброе утро, Митровица», как и картина «Наказание без преступления» получили дипломы жюри.
Жюри под председательством актера Сергея Пускепалиса и в составе актера Владимира Гостюхина, киноведа Галины Прожико, режиссера Ивана Твердовского-старшего не только присудило награды, но и выступило с инициативой – создало так называемый шорт-лист, который они рекомендовали бы посмотреть руководителям всех уровней. В этот список вошли фильмы, которые очень условно можно обозначить «как живут люди в России» - это «The Road to hell» (режиссер Светлана Сигалаева), герои которого мечтают уехать из страны, «Праздник» (режиссер Юрий Шиллер) о буднях деревни, «Валенки» (режиссер Елена Ласкари) о людях, которые занимаются своим делом и, несмотря на невзгоды, не теряют оптимизма, уже упомянутые мною «Широкие объятия» и «Остановите поезд».
Приз за лучший полнометражный фильм получили «Валенки», а за лучший короткометражный – «Деревянный народ» (режиссер Виктор Аслюк). Приз прессы и Гильдии киноведов и кинокритиков России получил фильм «Виктор Соснора. Пришелец» (режиссер Владимир Непевный). Гран-При фестиваля получил фильм-участник Венецианского фестиваля «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского.
Фрагмент фильма "Да здравствуют антиподы"
Было бы несправедливо сказать, что на фестивале «Россия» не было любопытных документальных фильмов. Были, но, к сожалению, их на порядок было меньше, чем в предыдущие годы.
Ключевыми персонажами конкурсной программы фестиваля «Россия» стали люди-герои и смерть во всех ее проявлениях. Что это? Диагноз документалистов современному обществу или напротив диагноз самим документалистам, ведь, как известно, красота в глазах смотрящего?
Из 26 конкурсных фильмов 10 так или иначе затрагивает тему смерти, угасания.
Особенно страшен в этом плане фильм «Ритуальные принадлежности» (режиссер Анна Тюрина). Режиссер-дебютант на протяжении часа снимает пожилую женщину, мучающуюся болезнью Альцгеймер. На глазах зрителя героиня, явно не осознавая, что ее снимают, теряется в собственной памяти, не может узнать свою дочь, задает одни и те же вопросы, пытаясь выпутаться из того хаоса, в котором она оказалась. Автор демонстрирует все, что только можно (прямо-таки «показать то, что скрыто»), включая всякие гигиенические процедуры (например, съемка крупным планом – как героиня срезает себе бородавки на лице) или похоронные трусы, запрятанные в мешочке. Но, пожалуй, самое страшное ни проявления болезни героини, ни беспристрастность режиссера как наблюдателя за подопытными, а то, что те зрители, которые все-таки добрались до финала, узнают на титрах, что режиссер снимала родную бабушку. В фильме «Жито» (режиссер Антон Уткин) главная героиня тоже старушка, но о содержании фильма можно догадаться только прочитав аннотацию в каталоге. В самом фильме на протяжении получаса почти ничего не происходит – героиня ходит в поле с серпом и убирает рожь. Сверившись с каталогом, мы узнаем, что Ульяна, восьмидесятилетняя жительница белорусской деревни, посеяла далеко за околицей рожь. Подошло время жатвы, но беспрестанные дожди не позволили комбайну добраться до ее участка. Чтобы спасти жито, Ульяна решает убрать его так, как это делалось во времена ее молодости. Ничего этого из фильма не следует, а если бы и следовало, то смысл сего произведения по-прежнему остается загадкой. Да, природа действительна красива, но что дальше?
Пристрастие к чрезмерному хронометражу и невнятности (а иногда и необходимости ли?) темы вообще проблема документалистики. Кроме фильма «Жито» были и другие славные представители в конкурсе – фильмы «Кочевье» (режиссеры Молдосеит Мамбетакунов, Артыкпай Суюндуков), «Кукушкин сад» (режиссер Светлана Быченко), «Майманы» (режиссер Михаил Барынин), например.
Фестиваль «Россия» призван показать срез документального кино, так что же, как по Шевчуку получается: «Родина - уродина»? Или действительно показать больше нечего, кроме покосившихся домов, опустившихся людей, алкоголиков, пусть и ставших на путь исправления (фильм «Трезвитесь», режиссер Валерий Тимощенко)? Ведь можно же взять ту же тяжелую тему, связанную с острой социальной проблематикой, но снять так, чтобы это затронуло эмоционально, как, например, фильм «Наказание без преступления» (режиссер Ирина Зайцева), а не давило исключительно своей мрачностью, беспросветностью и безнадежностью.
Трейлер фильма "Широкие объятия"
Выгодно от остальных в этом плане отличился еще один конкурсный фильм «Широкие объятия» (режиссер Юлия Киселева). Главные герои в фильме – волонтеры, которые взяли шефство над домом престарелых. Они не только ездят, навещают старушек, но и сумели добиться улучшения их жизненных и медицинских условий, пробившись на прием к губернатору области, где находится дом престарелых, и подняв шумиху в СМИ.
Еще одной условной общей чертой, под которой можно объединить часть фильмов конкурса этого года, - это фильмы-портреты. В рамках фестиваля участники и зрители смогли узнать о подробностях жизни и творчества поэтов Виктора Сосноры, Рины Левинзон, художника Владимира Пименова, актрисы Вероники Полонской, режиссера Алексея Германа. У всех этих людей судьба по-своему трагична и неординарна, все они по-своему герои, но были на фестивале фильмы о людях, которые не являются творческими, но которые очень много сделали для окружающих.
В уже упомянутом фильме «Наказание без преступления» (да, фильм тоже затянут, но…), главные герои не только дети-отказники-аутисты, живущие в психоневрологическом интернате по соседству с настоящими сумасшедшими, но и директор этого интерната. Он заботится обо всех и борется за нормальную жизнь каждого ребенка-аутиста, который к нему попадает. У него это называется «освободить». По достижению совершеннолетия они обращаются в суд, который решает снять или нет диагноз с человека (как говорят в кадре пегагоги, как правило, таким детям еще до года ставят «легую степень дебильности», которая не всегда соответствует действительности). Если диагноз снят, тогда человек имеет право покинуть интернат и жить полноценной жизнью, если нет, то он навсегда останется в его стенах. Главная героиня фильма Людмила в сентябре была освобождена, а во время суда директор загремел с инфарктом в больницу, так он переволновался. Половину денег, которое государство переводит на ребенка, он откладывает на специальный счет. Ребенок может снимать эти деньги и тратить, а может их поднакопить и впоследствии купить себе какое-то жилье, как поступил другой герой этого фильма Миша. Но, как сказала режиссер фильма, в местных органах здравоохранения только и ждут, когда директору исполнится шестьдесят лет, и его можно будет проводить на пенсию.
Тоже педагог – главная героиня фильма «Остановите поезд». Когда-то она приехала из Латвии в Амурскую область и мечтает уехать обратно, но когда она почти уже садится в поезд, Генрика (а именно так необычно зовут героиню) понимает, что не может бросить детей, несмотря на гадости, которые они творят. Она привязалась к ним и, может быть, они к ней. Она верит, что до них можно достучаться, придумывает всякие спектакли, истории, которые бы пробудили в детях интерес к жизни и сделали бы их добрее.
Фрагмент фильма "Остановите поезд"
Главный герой фильма «Чрезвычайные будни» (режиссер Андрей Титов)- врач медицины катастроф – он летает на вертолете, мчится на машине по Свердловской области, а его жена признается, что дома его почти не видят. «Его не вызывают, только если он в 2000 км от дома». Но на его счету – спасенные жизни, на глазах зрителя врач делает операции ребенку, вылившему на себя кипяток, с ходу ставит другому пациенту правильный диагноз «перитонит»…
Кстати, фильм получил четыре приза, в том числе приз зрительских симпатий (зрители голосовали после каждого показа анкетами) и диплом жюри. В зале во время просмотра находился сам герой фильма, и после фильма зрители устроили ему и режиссеру овации.
Главный герой фильма «Доброе утро, Митровица» (режиссер Ирина Уральская) искренне желает добра своей родине, Сербии, где смешалось все в политической мясорубке – смерть, борьба, баррикады. Сам герой уже успел побывать в албанской тюрьме месяц за убийство, которое он не совершал, но жизнь все равно продолжается. Он не хочет уезжать из Митровицы. Он фонтанирует идеями, мечтает о будущем, женится, вместе с супругой открывает свою школу танцев…
Фильм «Доброе утро, Митровица», как и картина «Наказание без преступления» получили дипломы жюри.
Жюри под председательством актера Сергея Пускепалиса и в составе актера Владимира Гостюхина, киноведа Галины Прожико, режиссера Ивана Твердовского-старшего не только присудило награды, но и выступило с инициативой – создало так называемый шорт-лист, который они рекомендовали бы посмотреть руководителям всех уровней. В этот список вошли фильмы, которые очень условно можно обозначить «как живут люди в России» - это «The Road to hell» (режиссер Светлана Сигалаева), герои которого мечтают уехать из страны, «Праздник» (режиссер Юрий Шиллер) о буднях деревни, «Валенки» (режиссер Елена Ласкари) о людях, которые занимаются своим делом и, несмотря на невзгоды, не теряют оптимизма, уже упомянутые мною «Широкие объятия» и «Остановите поезд».
Приз за лучший полнометражный фильм получили «Валенки», а за лучший короткометражный – «Деревянный народ» (режиссер Виктор Аслюк). Приз прессы и Гильдии киноведов и кинокритиков России получил фильм «Виктор Соснора. Пришелец» (режиссер Владимир Непевный). Гран-При фестиваля получил фильм-участник Венецианского фестиваля «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского.
Фрагмент фильма "Да здравствуют антиподы"