История

Герои не умирают в памяти народа — асу Отечественной войны Кожедубу 95 лет

4 1492

В СССР армия была верным социальным лифтом, возможностью — часто единственной — подняться из самых низов, сделать карьеру самому и, вместе с тем, послужить стране, обеспечившей человеку такую возможность. Биография Ивана Кожедуба в этом смысле типична, при всём том, что он Герой: из черниговского крестьянского сына вырос наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы), трижды Герой Советского Союза, маршал авиации великой страны — через аэроклуб и военное училище.

Он закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков в 1940-м — тогда учили быстро, менее года — после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. И потому (потому, что инструктор) попал на фронт не сразу, а только в 42-м — учил других. Трех доставшихся Кожедубу лет войны хватило, чтобы стать трижды Героем.

Старший сержант вылетел на свой первый бой с супостатом над Воронежским фронтом, и бой этот был мало того, что неудачным — чуть не оказался последним для будущего аса: его Ла-5 был расстрелян Мессершмиттом-109, но не до конца. При возвращении Кожедуба чуть не прикончили уже свои — зенитчики всадили в истребитель два снаряда.


Ла-5   © wikipedia.org

И дальше дело как-то не залаживалось — только летом 43-го, на Курской дуге, замкомандиру эскадрильи удалось сбить своего первого, Юнкерс-87. И тут пошло: уже на следующий день — второго, а еще через день — сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Кожедубу присвоили 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. А 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника капитану вручили вторую Золотую звезду.

К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил — отличный был стрелок — 62 самолёта немцев: 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

«Ридус» ранее рассказывал, что в зачет Ивану Никитовичу не пошли два сбитых им P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт: «Никому не рассказывай об этом!» — сказали Ивану начальники.


© soviet-aces-1936-53.ru

Досужие эрудиты при упоминании Кожедуба и его результатов любят вставить свои «пять копеек» о том, что вообще-то лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352 самолёта — считается ас люфтваффе Эрих Хартманн, а еще — 104 лётчика нацистской Германии числят за собой по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более самолётов.

И черт с ними, и будь они прокляты. А Кожедуб — наш, им и гордимся…