История Общество

«Гибель империи»: почему элита снова оказалась готова предать Россию

2 92868

Журналист и радиоведущий «Комсомольской правды» и деловой газеты «Взгляд», ведущий проекта «Мардан бой» на YouTube-канале «RT Россия» Сергей Мардан назвал актуальным и злободневным фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок».

По его мнению, в фильме наглядно показано, как предательское поведение элит, карьеризм военных и увлечение интеллигенции революционными идеями погубили российское государство в начале XX века, причем те же проблемы грозят сегодняшней России. Накануне телеканал «Россия-24» завершил показ финальной части картины.

«Любой человек, который знает историю России хотя бы последних ста пятидесяти лет, не может не провести абсолютно прямых аналогий между тем, что происходило накануне Февральской революции, и тем, что происходит сейчас», — заявил Мардан в беседе с «Ридусом».

По его словам, Россия достаточно долго шла к революционным событиям, у краха империи было множество причин, но ценность фильма митрополита Тихона заключается в том, что он фокусирует внимание зрителя на разрушительном для страны состоянии гражданского общества — той сферы, влияние на которую в силах оказать каждый человек.

«И тогда, и сегодня наше общество категорически не может, не хочет или не умеет избавиться от векового русского инфантилизма, желания некоего чуда, которое вот прямо завтра должно изменить всю жизнь. Казалось бы, взрослые люди, отцы семейства, должны понимать, что любой слом, даже не очень удачной государственной конструкции, обернется полным развалом совершенно всего. То, что происходит с Россией сегодня, с ее атомизированным обществом, вызывает очень большую тревогу», — поделился Сергей.

Общаясь со своей аудитории и экспертным сообществом, Мардан заметил, что среди россиян растет ощущение апатии, тянущегося ожидания неких перемен, но при этом они не готовы взять свое будущее собственные руки и начать последовательно улучшать жизнь вокруг себя. «Причем никто, как правило, не готов сформулировать, а каких конкретно перемен он хотел бы. Но довольно большая часть российского образованного общества продолжает звать революцию», — заметил он.

Бывший император Николай II после отречения, 1917 год © Репродукция ТАССБывший император Николай II после отречения, 1917 год. © Репродукция ТАСС

Особое внимание в картине «Гибель империи. Российский урок» уделено предательству со стороны окружения царя Николая II, которое буквально вынудило его отречься от престола и тем самым ввергло империю в хаос в самый неподходящий момент — на финальном этапе изнурительной Первой мировой войны, определившей историческую судьбу человечества. В Российской Федерации с элитами тоже сложно.

«Проблема предательства элит в конструкт современной России заложена изначально. Современная Россия, точнее ее социально-экономическая модель, строится на том, что она является придатком мировой экономики. Российская элита в этой модели является офшорной, а офшорная элита — предательская по определению. Когда она пойдет на предательство, определяет лишь стечение обстоятельств. Неважно, кто в тот момент будет находиться на вершине, главное — когда их интересы войдут в диссонанс с интересами страны», — объяснил Сергей Мардан.

«Представьте себе, что завтра произойдет реальное ужесточение санкционной политики, будут введены ограничения на вывоз капитала, и вы сразу получаете пятую колонну. Пятая колонна — это вовсе не Навальный и не студенты, которые издают журнал где-то „на коленке“. Пятая колонна — это люди с деньгами, это люди при власти, подписывающие официальные документы. Вот кто снова станет в России пятой колонной», — предупредил он.

Мардан согласился с мнением автора картины о том, что император потерял трон, а впоследствии и жизнь, во многом из-за того, что не смог решить задачу по консолидации общества, причем эта проблема за минувшее столетие не только не утратила своего значения, а стала оказывать еще большее влияние на устойчивость государства.

«Абсолютное большинство образованного общества было настроено против монархии к семнадцатому году. Русская интеллигенция двести лет говорила о конституции, и ровно в тот момент, когда это стало достижимым в рамках империи, она царя сбросила. Николаю нужно было начать заниматься этим еще на заре своего царствования, и тогда Россия, вполне возможно, избежала бы катастрофического пути и напоминала бы сейчас Британскую империю», — предположил эксперт.

Сергей Мардан подчеркнул, что если Россия не хочет новой революции, то современным российским сановникам следует внятно сформулировать образ будущего, вместо того чтобы постоянно обсуждать одни только вопросы Второй мировой войны и исторической правды. При всем значении этих тем, общество не может постоянно жить прошлым.

Сергей Мардан © "Комсомольская правда"Журналист и радиоведущий Сергей Мардан. © «Комсомольская правда»

«Это замечательно, но давайте поговорим, что должно быть через десять-двадцать и пятьдесят лет. Вот тут есть какая-то рабочая концепция или нет? Я не вижу, чтобы это осуждалось. Людей, которые младше сорока лет, интересует именно это. Русское образованное общество в начале ХХ века тоже было чрезвычайно увлечено идеями о том, что будет с Россией завтра. Люди хотели построить свободную, демократическую, развивающуюся страну, вырваться из средневековой архаики, в которой 90% населения составляют неграмотные крестьяне. А ему в 1913 году предложили отметить трехсотлетие дома Романовых», — напомнил он.

«Вот примерно то же самое и сейчас. Для того чтобы не случались революции, политическая система должна сама себя регулировать: где надо — она должна гайки закручивать, а где надо — откручивать, сама себе делать периодически техосмотр, а иначе произойдет авария. Эта аналогия проста и примитивна, но на самом деле это именно так. Революция — это и есть авария», — заключил Сергей Мардан.

Ранее «Ридус» рассказывал, почему митрополит Тихон (Шевкунов) считает императора Николая II виновным в Февральской революции 1917 года.