Политика

Гланды

27 300

Ксения Собчак на заседании Координационного совета оппозиции. © Никита Швецов

В недалеком советском прошлом удаление гланд считалось самой рядовой операцией, которая рекомендовалась пациенту даже в случае обычной ангины. Медицина полагала, что это - бесполезный орган. Сейчас отношение к гландам и аппендиксам изменилось - видимо, врачи осознали, что едва ли эти органы можно считать «лишними».

В последнее время все чаще и среди нашей оппозиции слышны голоса о том, что Координационный Совет (КС) тоже является неким «лишним органом». Я попытался разобраться, так ли это на самом деле.

К сожалению, приходится констатировать, что такие мнения возникают не на пустом месте. С каждым заседанием уменьшается число участников, а отговорки отсутствующих звучат менее убедительно. С чем же это связано?

На мой взгляд, причина очевидна: обращения и решения КС в последнее время затрагивают такие высокие материи, и настолько оторваны от реальных возможностей, что не воспринимаются всерьез даже теми, кто их принимает. Давайте по порядку.

Ксения Собчак и Максим Кац на заседании Координационного совета оппозиции. © Антон Белицкий/Ridus.ru

Решили дополнить список Магнитского новыми именами. Идея неплохая, но трудновыполнимая. Это признали и сами участники заседания. Докладчик Каспаров сразу уточнил, что ожидания тех, кто планирует дополнить список сотнями имен российских чиновников-правонарушителей, «завышенные», и здесь обязательно возникнут бюрократические трудности. В свою очередь, Илья Яшин вообще засомневался в целесообразности вопроса и заявил, что такая инициатива могла бы исходить лишь от диссидентов из «партии Новодворской», в то время как КС призван решать задачи при поддержке своего народа, а не иностранного государства.

Проблемы коммуникации могут возникнуть и по другому поводу, здесь надо учитывать и разнородность продвигаемых КС инициатив. Например, заявление «О необходимости отмены безвизового режима со странами Средней Азии» вряд ли найдет поддержку за океаном, так как не соответствует демократическим принципам. Получается, что с одной стороны оппозиция ориентируется на либерализацию, а с другой на ужесточение миграционной политики. Сейчас уже можно констатировать, что этот документ вызвал жесткую критику и усилил разногласия в рядах самой оппозиции. При этом никаких серьезных шагов для реализации данного заявления не принято. Не сообщается и о том, чтобы инициативу поддержала какая-либо серьезная политическая партия, которая смогла бы реально способствовать решению вопроса. А без этого «безотлагательная отмена» безвизового режима с Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном невозможна.

Но самым бесперспективным направлением работы КС, пожалуй, остается поддержка политических заключенных. Единственное, что здесь реально делается – громкие лозунги в ходе протестных акций и одиночные пикеты в разных конца города. А какие только предложения в связи с этим не поступали? И от услуг Сбербанка с ВТБ отказаться, и перестать платить налоги, и больше не заправляться на бензоколонках Роснефти, и в армии не служить… Звучит заманчиво, но на деле указанные меры вряд ли кто реально поддержит. Никакой конкретной помощи тем, кого мы считаем политзаключенными, оказано не было. Люди продолжают получать сроки, никому не удалось облегчить условий содержания.

Евгения Чирикова на заседании Координационного совета оппозиции. © Антон Белицкий/Ridus.ru

А если учитывать реалии, то согласно интернет-опросу, проведенному на сайте радио «Эхо Москвы», лишь около 17% считают проблему защиты политзаключенных достойной «Марша против палачей». Вдвое больше (более 45%) готовы маршировать под лозунгом «против диктатуры и мракобесия» (еще одно красивое название), не догадываясь, что это тема еще более размыта, а значит - еще менее актуальна.

Вот и выглядит со стороны, что последние заседания КС сводятся к придумыванию внушительных заголовков для трудноисполнимых документов и названий для акций протеста.

Поэтому и отношение у народа к работе этого важного и многофункционального органа, как у советских докторов – к гландам.