Министерство юстиции выступило с новой инициативой: ведомство намерено запретить отечественным НКО обжаловать в суде претензии со стороны государства.
Если какой-либо российский фонд Минюст потребует закрыть, то руководству НКО останется только попытаться обжаловать это решение в вышестоящем территориальном органе. Это и есть Минюст.
Эксперт в сфере благотворительности президент фонда «Предание» Владимир Берхин в беседе с «Ридусом» критически отозвался об инициативе Минюста.
«Эта идея ставит НКО в еще более уязвимое положение перед государственным преследованием. Получается, что нам предлагается жаловаться на Минюст в сам Минюст, если ведомство делает что-то не так. Это делает нашу жизнь еще более ненадежной и неустойчивой. Хотя, казалось бы, более неустойчиво и ненадежно просто некуда», — отметил общественник.
«Никакой реально существующей проблемы в положении НКО или проблемы государства этим способом решить не получится», — настаивает Берхин.
Минюст объясняет свою идею так. Досудебный порядок урегулирования споров для НКО «разгрузит судебную систему от рассмотрения дел, которые зачастую не представляют особой сложности и могут быть оперативно разрешены в порядке подчиненности органа юстиции».
Кроме того, по мнению ведомства, инициатива снизит финансовую нагрузку на НКО, так как им не придется оплачивать госпошлины при подаче административного искового заявления в суд, да и тратиться на оплату услуг адвокатов и представителей будет не нужно.
Адвокат Александр Мартынов в интервью «Ридусу» отметил, что по действующему законодательству многие решения оспариваются именно в таком порядке: сперва вышестоящие органы, потом суд. Поэтому НКО никак не поражаются в правах относительно других юридических лиц.
«Не думаю, что речь идет о каких-то ограничениях для НКО, их никто не ограничивает в судебной защите. Просто таков порядок. Часто в законе есть альтернатива — можно решения оспаривать в вышестоящей инстанции, а можно сразу в суд идти. Но в случае с НКО определяют такой порядок, и ничего страшного», — отметил Мартынов.
«Логика в этом есть. Это действительно снижает нагрузку на суд», — заключил адвокат.