В ближайшие 18 лет российской экономике придется пережить серьезное снижение цен на нефть и основные сырьевые товары, предупредил глава МЭР Максим Орешкин.
Однако министр видит в этом не причину для переживаний, а, напротив, считает, что все это принесет экономике еще 18 лет стабильности: стабилизируются курс рубля, экономический рост и инфляция.
Заявления федерального министра Максима Орешкина уже давно вызывают такую же реакцию, как заявления Федерального агентства по статистике (входящего, между прочим, в структуру Минэкономразвития).
Орешкин не стал размениваться по мелочам и на этот раз. Он предрек России в предстоящие 18 лет увеличение инвестиционной активности в экономике, рост ее до уровня свыше 25% ВВП, инфляцию не выше 4%, рост несырьевого экспорта на 100% и т. д.
Гипертрофированный оптимизм представителей МЭР большинство экспертов считает экономически необоснованным.
Все такие прогнозы не имеют никакого отношения к реальной экономике, уверен профессор экономического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
Российская экономика пребывает в стагнации не потому, что ее плохо администрирует правительство или у кабинета плохие эксперты. Стагнация вызвана причинами, лежащими за пределами возможностей нынешнего правительства, будь они там все хоть семи пядей во лбу, считает профессор.
При сохранении существующей парадигмы выйти из стагнации позволят тоже обстоятельства, над которыми кабмин не властен: это резкий, на 200—300%, рост цены на нефть, потому что иных ресурсов не то чтобы для скачка — для недопущения неконтролируемого обвала — у властей РФ нет, — констатирует он.Завкафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута считает, что способ достичь очерченных главой МЭР перспектив — не рост цен на нефть и вообще не прочие традиционные экстенсивные инструменты развития, а перевод российской экономики в качественно новое состояние — из индустриальной фазы в постиндустриальную, цифровую.
Перед нами лежит очень непростая, но единственно возможная в современном мире дорога: выстроить национальную цифровую платформу, которая позволит России действовать не ситуативно — то есть реагируя на вызовы, которые ей предлагают другие страны, а проактивно — то есть формировать такие вызовы другим странам самой, — говорила она «Ридусу».По мнению Ведуты, свои заявления министр Орешкин делает из-за своей молодости, «в комсомольском задоре», когда любые задачи кажутся по плечу.