Председатель Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьев прокомментировал поправки в Уголовный кодекс о лишении свободы за публикацию фейков. Речь в новом законе идет о распространении заведомо ложной информации под видом достоверных общественно значимых сведений, которое привело к смерти или вреду для здоровья человека, либо к иным тяжким последствиям.
«Этот закон касается в основном тех граждан, которые занимаются „самостоятельным творчеством“ в интернете: пишут в блоги, Telegram-каналы, публикуют видеоролики на YouTube, но при этом за свои слова не отвечают. В отличие от профессиональных журналистов, которые за свои слова отвечают, руководствуясь законом о СМИ, нормами этики и другими правилами и ограничениями», — сказал Соловьев «Ридусу».
По словам главы СЖР, добросовестным журналистам из-за новых поправок в УК волноваться не стоит, однако Союз журналистов все равно будет следить за правоприменительной практикой и при необходимости оказывать коллегам юридическую помощь.
«Не так давно у нас были приняты несколько законов, в том числе так называемый „закон об оскорблении власти“, по поводу которых мы очень жестко говорили с парламентариями. С нашей помощью возникло понятие о праве на ошибку, когда СМИ, если допустило публикацию какого-то фейка, получало определенное время ее исправить, не подвергаясь наказанию. И теперь журналистам опасаться нечего, если они честно выполняют свой долг и пишут, сверяя информацию в разных источниках», — добавил он.
Владимир Соловьев выразил сомнение в том, что граждан будут массово привлекать к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, так как доказать злой умысел в большинстве случаев будет крайне сложно.
«Он скажет: „Я не знал, я пересказал что-то, я просто перепостил“. Думаю, эти законы приняты в основном для того, чтобы немного встряхнуть общественность. Действительно, ситуация сейчас опасная, во всем мире понимают, что надо бороться с фейками. Они могут плохо отражаться на здоровье людей, вызывать напрасное волнение, и тем самым подрывать иммунитет или наносить психическую травму. Если у человека плохо с сердцем, ложная информация может привести даже к смерти. Поэтому тут надо быть очень осторожным», — пояснил свою позицию эксперт.
Также Владимир Соловьев отметил всплеск числа сеющих панику фейков о распространении коронавируса в России в конце марта. В пример он привел аудиозапись монолога неизвестной женщины, которую пересылали друг другу пользователи мессенджеров. Эта женщина с истерическими интонациями в голосе утверждала, что из-за коронавируса «стоит вопрос о смерти и жизни нации», а власти якобы скрывают настоящий масштаб заражения.
«Появлялись совершенно удивительные фейки о том, что Москву закроют, что метро закроют, что города чем-то опрыскивают с вертолетов по ночам. Индусы выдали фейк, что у нас выпущено 500 львов на улицы специально, чтобы люди боялись выйти из дома и сидели на карантине. Для индусов, может быть, львы на улице это и нормально, но даже медведей у нас не замечено. Потом поток фейковых новостей схлынул и сейчас их почти нет», — заметил журналист.
«Главное чтобы этот закон не нарушал свободу распространения информации, не принуждал журналистов к самоцензуре. У нас по-прежнему работает закон „О печати“, а цензура у нас запрещена Конституцией. Если будут вдруг какие-то дела заведены по новому закону против журналистов, то мы будем активно каждую ситуацию изучать, у нас постоянно работает мониторинг нарушения прав журналистов не только в Союзе журналистов, но и в Совете по правам человека», — заключил глава СЖР.
Напомним, для случаев, когда в результате распространения фейков никто не пострадал, в российском законодательстве предусмотрена статья о злоупотреблении свободой массовой информации, но не в Уголовном, а в Административном кодексе. Недавно административному наказанию за распространение ложной информации о коронавирусе подвергли молодую жительницу Хакасии, а до нее штраф за фейк схлопотал мужчина из Магнитогорска.