Кино

Главный фильм года

19 1112

«Интерстеллар» (Interstellar)

США — Великобритания, реж. Кристофер Нолан, в ролях: Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Эллен Бёрстин.

Сайт фильма

Бывший астронавт Купер теперь фермер. Пилоты больше никому не нужны: армия распущена, а историю освоения космоса в школе преподают по исправленным учебникам, убеждая детей, что полёты на Луну были имитацией, нацеленной на разорение вечно догоняющего Советского Союза. А вот с едой в стране напряжёнка, и необходимость в фермерах — острейшая: пшеница уже погибла, кукуруза еле растёт, и даже вынужденная бомбардировка голодающих регионов проблемы никак не решает. Учащающиеся песчаные бури словно намекают человечеству, что Земля ему уже не принадлежит, и многим очевидно, что новое поколение может стать на этой планете последним.

«Этот мир прекрасен, но сейчас он говорит нам, что пора уходить», — соглашается Купер и скрепя сердце оставляет 15-летнего сына и 10-летнюю дочь на попечение тестя, чтобы возглавить полёт к неизведанным мирам: два года до Сатурна, а там — по «кротовой норе», ведущей в другие галактики. Когда он вернётся и вернётся ли вообще — никто не знает.

1 Кадр из фильма «Интерстеллар»

По-хорошему, теперь стоило бы просто признать «Интерстеллар» самым выдающимся фильмом текущего века, шедевром на все времена, лентой, которая начисто сносит мозг, заставляя при этом придерживать челюсть, — и рецензию на этом закончить. Потому что можно бесконечно долго рассуждать о картинах, вовсе того не стоящих, но перед подлинной Классикой, которая явилась тебе здесь и сейчас, как впоследствии будет являться всем следующим поколениям, откровенно немеешь. Что тут можно сказать? Все слова меркнут по сравнению с увиденным. Следует лишь быть благодарным за то, что это великое чудо родилось на наших глазах, что мы его первые зрители. Сохраните свой сегодняшний билет — когда-нибудь он станет музейной ценностью.

2 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Такие фильмы как «Интерстеллар» — или как, например, «Трудно быть богом» — сбивают всю шкалу привычных оценок. Понятно, что это пять баллов — но если ЭТО пять баллов, как тогда оценивать всё остальное кино, не столь очевидно претендующее на место в вечности? Стопроцентные шедевры настолько редки, что их перестаёшь даже ждать; не резервировать же пять молний исключительно для тех лент, что появляются раз в пятилетку, а то и в десятилетие?.. С какой линейкой подходить к картинам, которые выше всех прочих в несколько раз?.. И как после них возвращаться в русло стандартного кинопроката?..

3 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Тем более глупо в данном случае продолжать набирающую обороты игру в «угадай, кому достанется «Оскар». И дело не в том, что Американская Киноакадемия очень часто обходит стороной действительно Главные Фильмы года, а в том, что эти Главные Фильмы и без «Оскара» навсегда остаются с нами. Эпохальная работа Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» — самое очевидное, самое банальное сравнение, на которое Нолан напрашивается намеренно и неоднократно — в своё время была отмечена единственной статуэткой за лучшие спецэффекты; бал в тот год правил «Оливер!» — добротный мюзикл, который сейчас определённо не входит в «азбуку киномана». А без «Одиссеи» и спустя почти полвека — ну никак невозможно.

4 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Но времена сейчас другие — и очевидно, что на сей раз Киноакадемия своего шанса наградить безусловно этапную для современного кинематографа работу не упустит. Можно даже не загибать пальцы: велика вероятность того, что «Интерстеллар» получит по итогам этого года вообще всё, что будет способен унести, — за малым исключением вроде наград для документальных, короткометражных, анимационных и иноязычных картин. Что касается игрового кино, почти всё — его. Спецэффекты — безусловно. Звук (две премии) — скорее всего, как и музыка. Монтаж — да. Операторская работа — 80%, декорации — 75. Сценарий — наверняка, хотя бывает, что в этой категории предпочитают поощрить скорее симпатичного аутсайдера; ну, а на лучшую адаптацию даже не выдвинут: материал оригинальный.

5 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Режиссура и сам фильм — тут пальцы стоит скрестить, только памятуя о прошлой церемонии, когда «Гравитация» выиграла по очкам, но упустила-таки самую важную награду. Но пусть «Интерстеллар» и проходит с лентой Куарона в одном научно-фантастическом поле, работы эти всё-таки невероятно разные. И если «Гравитация» скорее изящный (но и невероятно мощный) технический эксперимент, то Кристофер Нолан в рамках жанра создал в первую очередь высокую драму о Человеке в самых разнообразных его проявлениях. Где гравитационные аномалии — лишь фон для рассказа о Любви, Предательстве, Самопожертвовании. Так что тут одними рабами конкуренции не составишь; но мы ещё посмотрим, кого выдвинут другие студии против нынешнего фаворита.

6 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Это — в идеале — уже десять побед. Под вопросом — песня (была ли она вообще?), грим (разве что сильно помолодевший Майкл Кейн, да и то, скорее всего, это компьютер), костюмы (скафандры за таковые могут и не принять). Отдельный разговор — актёрские работы. Мэтью МакКонахи, понятно, получит свою вторую номинацию, но будет наглостью вручать ему и второго (подряд!) «Оскара». Тут, опять же, всё решат другие четыре имени. Зато Джессика Честейн максимально близко подобралась к награде за лучшую женскую роль второго плана. В отличие от Энн Хэтэуэй, которая доверенный образ не вытягивает, оставаясь исключительно на подхвате. Заманчиво было бы предположить ещё номинацию второго плана для эпизодического Мэтта Дэймона — но вероятно, это уже из области фантазий (хотя чем чёрт не шутит). Главной же женской роли здесь нет — вернее, она разделена сразу между тремя актрисами, одна из которых — Эллен Бёрстин — живая легенда, другая — Маккензи Фой — юное дарование с огромным потенциалом, третья — упомянутая выше Джессика Честейн; вряд ли Киноакадемия объединит их в качестве коллективного претендента даже ради красивого жеста.

7 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Впрочем, все эти толки про «Оскар» лишь отвлекают, уводят в сторону. Конечно, так легче: премии — пусть пока и на уровне прогнозов — позволяют расставить всё по полочкам, наклеить ярлычки, не касаясь глубинной сути. Это как некий маячок, ориентир. Только нуждается ли в этом фильм Кристофера Нолана, режиссёра, сумевшего подружить мейнстрим с авторским кинематографом?.. У нас в стране, как ни странно, — да, необходимость в этом видна. В нашем прокате его картины — при всей к ним любви, которую не отнять, — первыми хитами всё же не становились: даже великое «Начало» заняло по итогам года всего лишь 11-ю строчку, пропустив вперёд такие безделицы как «Принц Персии» и «Битва Титанов». Нолан всегда был заметно умнее прочих мастеров развлекательного жанра — и не стеснялся не скрывать этого. Поэтому серьёзный кассовый успех его новой работы в России совсем не очевиден: а вдруг так называемый «широкий зритель» испугается трёхчасового хронометража и навороченных смыслов?.. Нет, конечно, определённую планку фильм точно возьмёт — но очень важно, чтобы он стал Событием во всех отношениях. Это могло бы открыть дорогу и прочим лентам, заставляющим публику не ржать, а думать.

8 Кадр из фильма «Интерстеллар»

А подумать тут есть о чём. «Интерстеллар» — уникальный пример дорогущего блокбастера, рассказывающего, по сути, о Смерти. Многочисленные трактовки сюжета не заставят себя ждать, но версия, что герой вовсе никуда не улетал, а попросту умер, наверняка будет в первой десятке (не будем сейчас развивать эту тему, дабы избежать спойлеров). А как часто с такой помпой выходят фильмы, где в кадр то и дело попадают математические формулы, являющиеся к тому же центральным мотивом кульминационной части? Да и начинается лента не абы с чего, а с книжной полки, что также будет оправдано ближе к финалу. И стилизация под научно-популярный фильм с «говорящими головами» — всё это максимально далеко от «Мстителей», которые пусть иногда и касаются острых вопросов, но всё по верхам да с шуточками. «Интерстеллар» — кино очень серьёзное. Каким ещё может быть кино о поставленном перед героем выборе: жить и умереть — или умереть, чтобы выжить?

9 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Справедливости ради, Нолану нельзя отказать в чувстве юмора: он не раз находит способ посмешить публику, дав ей необходимую передышку. В противовес Кубрику — явно с намёком — он делает главным шутником робота, диалоги с которым становятся тут своеобразной отдушиной от тягот затянувшейся миссии. Это даёт зрителю шанс не просто восхититься картиной, но и искренне её полюбить, сполна прочувствовав все стороны развернувшейся перед ним драмы. Однако не стоит надеяться, что «Интерстеллар» будут пересматривать также часто, как пересматривают сейчас «Начало». Но ведь и «Звёздными войнами» можно наслаждаться сколько угодно, в то время как диск с «Космической одиссей» вновь поставят только самые преданные искусству люди.

10 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Разумеется, при желании найдётся место и «суровой критике». Кому-то не понравится, что Нолан и здесь, по своей давней привычке, использует приём «запавшей клавиши» — когда шумовой фон создаёт одна нота, давящая не столько даже на ухо, сколько на подсознание. Но ведь работает же! Кто-то начнёт разбираться в формулах и формулировках (что такое «гиперкуб», «горизонт событий» и пр.?) — и наверняка найдёт массу несоответствий, разночтений и попросту псевдонаучных глупостей. Но стоит ли всерьёз волноваться по этому поводу, учитывая, что в описываемом мире даже полёты «Аполлонов» принято считать чепухой?

Особенно нетерпеливые еле усидят на земной части фильма, растянувшейся на добрых сорок минут, — но как тут не вспомнить аналогичное вступление к «Солярису», который Тарковский задумывал именно как свой ответ Кубрику! По примеру гениального коллеги, Нолан не торопится покидать Землю, чтобы успеть показать нам, с чем и с кем расстаётся главный герой. Но если Кельвин знал, что прощается навсегда, то Купер всё же намерен сдержать данное дочери слово: он улетел, но обещал вернуться. Куда, к кому и для чего — начало истории вот об этом. Как и не раз цитируемый здесь закон Мерфи: «Что может произойти — то произойдёт». И никак иначе.

11 Кадр из фильма «Интерстеллар»

Но, как уже говорилось выше, любая критика меркнет с величием представленного нам Произведения. Критики, увы, смертны, а «Интерстеллар» останется навсегда. Как говорила умершая ещё до начала рассказа жена Купера: «Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей». Кристофер Нолан создал фильм, обречённый на то, чтобы оказаться воспоминанием даже наших правнуков — и дальше, и дальше, пока его вымысел не окажется, наконец, правдой.

12 Кадр из фильма «Интерстеллар»