Во Франции объявлена конкурсная программа 68-го Каннского кинофестиваля.
Год из года многим кажется это несколько странной «новостью»: ну, объявили и объявили, нам-то что?.. Мало того, что сам фестиваль вообще ещё только через месяц, так ведь и попадут на него (в мировом масштабе) считанные единицы. Чего трубить-то?
Позиция понятная. Но всё же действительно важной эту новость делает общепризнанный статус фестиваля: № 1. В Каннах буквальным образом пишется история мирового кино. Здесь фиксируются открытия, намечаются перспективы, а выдающиеся мастера окончательно утверждаются в статусе гениев.
Поэтому представленный сегодня список — не просто перечень каких-то там фильмов, не все из которых впоследствии даже выйдут в российский прокат. К нему следует относиться принципиально иначе.
Это список не названий, а имён. Это — главная режиссёрская сборная нынешнего года. Лучшие авторы со всего света заняли свои места на условном поле, чтобы сразиться за одну из важнейших наград в профессии — «Золотую пальмовую ветвь». Участники каннского конкурса — не просто настоящее, но и будущее кинематографа. Спустя годы и десятилетия по этому списку — как и по итоговому призовому раскладу — наши потомки будут понимать, чем жил в 2015-м мир культуры. Мы же сможем прибегнуть к помощи данных ориентиров если не прямо сейчас, то уже совсем скоро.
Уточним, конечно, что речь идёт всё же в первую очередь об авторском кино. Мейнстрим живёт своей жизнью, хотя и он на фестивале в определённой мере будет представлен.
Пресс-конференция 68-го Каннского кинофестиваля, на которой была объявлена Официальная программа 2015-го года
Итак, в конкурс 68-го Каннского кинофестиваля попали следующие мастера (которых мы перечислим в соответствии с их нынешним «весом», позволяющим условно прикинуть шансы на победу — хотя в настоящий момент все они, разумеется, равны перед будущими судьями).
— Жак Одиар — с фильмом, ещё не получившим окончательного заголовка, а пока что названным по имени главного героя: «Дипан»,
— Цзя Чжанкэ — с картиной «И горы сдвигаются с места»,
— Паоло Соррентино — с «Молодостью»,
— Маттео Гарроне — со «Сказкой сказок»,
— Гас Ван Сент — «Морем деревьев»,
— Дени Вильнёв — с «Наёмницей»,
— Нанни Моретти — с «Моей матерью»,
— Хирокадзу Корээда — с «Дневником Умимати»,
— Йоргос Лантимос — с «Лобстером»,
— Тодд Хейнс — с «Кэрол»,
— Майуэнн — с «Моим королём»,
— Хоу Сяосянь — с «Убийцей»,
— Валери Донзелли — с лентой «Маргарет и Жюльен»,
— Джастин Курзель — с новой версией «Макбета»,
— Стефан Бризе — с «Законом рынка»,
— Йоаким Триер — с фильмом «Громче, чем бомбы»,
— Ласло Немеш — единственный в конкурсе дебютант с «Сыном Саула».
Семнадцать имён. Хотя каннские пиарщики знают толк в своём деле и зачастую сохраняют пространство для сюрпризов: случалось так, что впоследствии список дополнялся.
Для справки напомним, что год назад главный приз в Каннах взяла «Зимняя спячка» — экранизация рассказов Антона Чехова, осуществлённая турецким режиссёром Нури Бильге Джейланом. Из восемнадцати участников того конкурса в наш прокат вышло в итоге всего десять картин, прочие (да и то, кажется, не все) легальным путём дошли до России лишь в рамках различного уровня фестивальных показов.
В параллельном главному конкурсу «Особом взгляде» — пятнадцать фильмов, Россия там также не представлена.
Зато накануне стало известно, что в программу студенческих короткометражек «Cinefondation» попали две российские ленты: «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой и «14 шагов» Максима Шавкина. В какой-то мере это даже можно счесть маленькой сенсацией: Канны тем и круты, что стоят на позициях премьерного показа, — между тем «14 шагов» были не только показаны в короткометражном конкурсе Московского фестиваля, но и выиграли его, получив главную награду. Причём что самое любопытное: в состав московского жюри входил режиссёр Абдеррахман Сиссако (будущий триумфатор «Сезара») — теперь же, в Каннах, ему предстоит посмотреть этот фильм вторично, ибо на сей раз он — председатель жюри данного конкурса!..
Для Канн подобный «ляп» крайне нетипичен: неужто отборщики проглядели уже сложившуюся фестивальную судьбу своего конкурсанта?.. Впрочем, нам следует этому только радоваться — иначе Россия была бы представлена на главном киносмотре мира единственным названием, а так замечены хотя бы два молодых автора. К тому же получается, что в кой-то веки ММКФ пусть на полшажочка, но вырвался вперёд; пустячок, а приятно.
68-й Каннский кинофестиваль откроется 13-го мая французским фильмом «С высоко поднятой головой» (реж. Эмманюэль Берко), итоги конкурса, судить который будут братья Коэны с коллегами, подведут 24-го мая.