После неудавшихся в Крыму терактов снова актуализировалась тема инцидента в Глейвице, потому самое время о нем вспомнить.
Итак, вечером 31 августа 1939 года по приказу Гитлера группа сотрудников нацистской службы безопасности СД имитировала захват поляками немецкой радиостанции в небольшом германском городе Глейвице, вблизи польской границы.
После «захвата радиостанции» один из участников провокации зачитал по радио ложное сообщение на польском языке о том, что польская армия пересекла германскую границу и овладела немецкой радиостанцией.
Сделав несколько выстрелов у микрофона, провокаторы покинули здание радиостанции.
Служба СД заранее приготовила тринадцать немецких заключенных, приговоренных к смертной казни. Они были одеты в польскую военную форму и к вечеру 31 августа приведены в бессознательное состояние.
После имитации польского захвата радиостанции все эти смертники были расстреляны неподалеку от ее здания.
В своей речи в рейхстаге 1 сентября 1939 года, объясняя мотивы нападения Германии на Польшу, Гитлер, помимо прочего, сослался и на инцидент в Глейвице. Еще 22 августа, выступая перед верхушкой вермахта, он заявил: «Уничтожение Польши — основная задача… Я дам пропагандистский повод для начала войны — неважно, будет ли он правдоподобен. Победителя никто никогда не спросит, говорил ли он правду. В начале и в ходе войны важно не право, а победа».
Это один из ярких примеров развязывания мировой войны.
Я готовил эту публикацию к 31 сентября, но время очень дорого, напоминаю: в гражданской войне нет победителей и побеждённых — это большая беда и несчастье для всех. Очень надеюсь, вы меня правильно поняли…
Провокация была организована Рейнхардом Гейдрихом и его подчинённым — начальником диверсионной группы, штурмбанфюрером СС Альфредом Науйоксом.
Глейвицкая радиобашня. Высота — 119 метров.
Собственно радиобашня не была объектом немецкой провокации, главные события происходили чуть дальше — в помещении аппаратной, которая размещалась неподалёку.
Согласно плану Гейдриха сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, были должны напасть на радиостанцию в Глейвице (теперь Гливице, Польша) и передать в эфир антигерманское воззвание на польском языке.
Помещение аппаратной.
Роль «погибших во время нападения» предназначалась заключённым концлагерей, умерщвлённым посредством инъекций и уже после этого доставленным на место событий. На эсэсовском жаргоне они назывались «консервами», отсюда и название операции.
Кодовым сигналом должна была служить фраза Гейдриха: «Бабушка умерла».
1 сентября 1939 года в 16.00 в гостиничном номере Науйокса раздался телефонный звонок. Подняв трубку, он услышал: «Срочно перезвоните!».
Науйокс набрал известный ему номер главного управления СД и попросил к телефону адъютанта Гейдриха.
В ответ он услышал, как тот же высокий голос произнёс: «Бабушка умерла». Науйокс собрал всех подчинённых и назначил акцию по захвату радиостанции на 19.30. Мюллер тоже получил команду и заторопился: «консервы» надо было доставить на место не позднее 20.20.
В 20.00 Науйокс с подчинёнными ворвались в помещение радиостанции. Увидев рабочего Фойтцика, он навёл пистолет и закричал: «Руки вверх!». Науйокс подал сигнал, и нападающие открыли беспорядочную стрельбу. Работников радиостанции связали и заперли в подвале. Вскоре жители окрестностей услышали «пламенное воззвание» на польском языке на фоне выстрелов. Вся операция заняла не более 4 минут.
Уходя, Науйокс заметил заботливо разложенные людьми Мюллера трупы в польской форме.
На следующий день к немецкому народу обратился Гитлер, заявив, что Польша осуществила нападение на германскую территорию, и что с этого момента Германия находится в состоянии войны с Польшей. Газеты вышли с кричащими заголовками.
Так началась Вторая мировая война.