Германия, которая долго считалась двигателем европейской экономики, хромает из-за сохраняющейся слабости промышленности и вряд ли сумеет избежать двойной рецессии в этом году. В третьем квартале ее валовой внутренний продукт снизился на 0,2% и, вероятно, упадет еще на 0,1% до конца 2023 года, считают экономисты Bloomberg. Затем начнется вялое восстановление.
«Экономический рост будет слабым в течение многих лет из-за ряда структурных проблем», — сказал агентству старший экономист исследовательского института Handelsblatt в Дюссельдорфе Деннис Хучзермайер.
Согласно консенсус-прогнозу, пять кварталов подряд германская экономика вообще не будет расти. Ожидается, что по итогам текущего года она упадет на 0,4% и восстановится всего на 0,5% в 2024-м. Это гораздо более слабый отскок, чем предполагается в последних прогнозах Международного валютного фонда и правительства Германии (рост на 0,9 и 1,3% соответственно).
Но в любом случае динамика не радует, и перспективы Германии продолжают беспокоить мировых финансовых чиновников. Энергетический кризис и ослабевший экспортный спрос Китая низвели Германию с положения локомотива региона в статус «мертвого груза». Эксперты все чаще вспоминают определение «больной человек Европы», которым страну «наградили» в 1990-х годах.
Исполнительный директор Deutsche Bank AG Кристиан Сьюинг не согласен с тем, что эта характеристика соответствует нынешнему состоянию Германии, но признает, что она нуждается в структурных реформах в отношении цен на энергоносители, инфраструктуры, иммиграции и других направлений. Если осуществить необходимые преобразования, Германия снова увидит тот рост ВВП, о котором мечтает, пусть не с будущего, но с 2025 года, заявил он на недавнем саммите МВФ в Марракеше.
«Есть довольно много вещей, над которыми Германия должна поработать», — вторит заместитель директора европейского департамента МВФ Ойя Селасун.
Между тем министр финансов Германии Кристиан Линднер продолжает настаивать, что перспективы национальной экономики по-прежнему радужны.
«Пророчества о гибели неуместны. Германия имеет огромный потенциал для преобразований и прочные экономические основы, и мы полны решимости их укрепить», — подчеркнул он.