А ведь обещались искать фильмы, рассказывающие нам о времени, - именно о сегодняшнем, не каком-то другом. Это обещание хотелось трактовать в пользу работ острой социальной направленности. И такие ленты на фестивале были: «Комбинат «Надежда» - о безрадостном быте Норильска; «Белая белая ночь» - о том, как невинный человек становится жертвой криминальных интриг власти; «Дурак» - о тотальном беспределе в рамках целого, пусть и провинциального города; «Спроси меня» - о жизни столичных гастарбайтеров. В какой-то мере сюда же можно отнести и «Велкам хом» - об эмигрантах в Нью-Йорке.
Верилось, что Звягинцев как председатель жюри не останется к этим картинам равнодушен – тем более что он и сам в «Елене» и в показанном после церемонии закрытия «Левиафане» предъявляет новому времени свои счёты. Однако жюри под его началом решило от наболевших тем максимально дистанцироваться. И бьющему под дых «Дураку», которому многие (в том числе и мы) прочили Гран-При, был выдан лишь довольно позорный для судей приз за лучший сценарий. С другой стороны, именно за сценарий отметили в Каннах и «Левиафана», где похожие вопросы проговариваются не то чтобы осторожнее, но тоньше… Также автор «Дурака» Юрий Быков был премирован дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков с верной и точной формулировкой «За бескомпромиссность художественного высказывания».
Единственным «проблемным» фильмом, отмеченным большим жюри, оказался «Класс коррекции»: 25-летний режиссёр Иван И. Твердовский, ранее уже проявивший себя в документалистике, награждён призом за лучший дебют. Это покажется странным, но вариация на тему «Чучела», разыгранная персонажами-инвалидами, покорила и жюри кинопрокатчиков, которое, казалось, должно было выявить среди представленных в конкурсе четырнадцати картин потенциальный зрительский хит. Неужто это они всерьёз? На данный момент прокатные перспективы «Класса коррекции» кажутся более чем туманными. Впрочем, раз эти судьи-прокатчики так верят в фильм, то, может, они сами и возьмутся за то, чтобы довести картину до российских экранов?.. Наш фаворит в этой номинации - «Кино про Алексеева» - не получил, к сожалению, вообще ничего.
Под раздачу призов не попали и всерьёз на них не претендовавшие «21 день» о хосписе и «Ч/Б» о национализме. Все же прочие награждённые фильмы оказались не про время, а в той или иной степени про любовь. Прям идиллия какая-то, а не фестиваль на злобу дня.
История про подруг, переживающих любовь-ненависть к отцу, которого у них не было, - «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой – получила специальный диплом «за лёгкое дыхание и художественную целостность». Рассказ о муже, которому изменила жена, - «До свидания мама», - неожиданно принёс режиссёру Светлане Проскуриной приз не за лучшую музыку, но за музыкальное решение фильма (непосредственно композиторов жюри решило на сей раз не поощрять). Проживший в мелодраме Оксаны Бычковой «Ещё один год» без любимой Алексей Филимонов назван лучшим актёром фестиваля – и тут как раз спорить не хочется, так как весомых мужских ролей в конкурсе оказалось совсем немного.
Приз за лучшую женскую роль ожидаемо получила Северия Янушаускайте, воплотившая в «Звезде» антисказку про королеву, оказавшуюся вдруг под забором. Но призом за лучшую режиссуру вдруг оказалась отмечена и сама Анна Меликян - хотя именно к режиссуре тут можно предъявлять основные претензии. Можно, конечно, порадоваться, ибо Меликян в любом случае заслуживает любых призов как автор со своим уникальным видением. Но все острые углы она ловко обходит с романтически приподнятым настроением, замешивая на основе реальности историю, которая кажется сверхдалёкой от реального положения дел. Желающие прослезятся, но многие этой байке про богатых, испытывающих особый кайф среди бедных, попросту не поверят.
Приз за лучшую операторскую работу предсказуемо присуждён единственному не вызывающему сомнений кандидату - Левану Капанадзе, чьими глазами увидено и снято «Испытание» - о встрече влюблённых сердец посреди казахской пустыни накануне взрыва водородной бомбы. Этот же фильм выбрала своим главным лауреатом Гильдия киноведов и кинокритиков. Получая в начале вечера заслуженного «Слона», режиссёр Александр Котт сказал о своей «экспериментальной», лишённой слов работе: «Это то, о чём я мечтал всю свою кинематографическую жизнь: я снял то, что хотел». Поэтому завершая мероприятие, Андрей Звягинцев выдал импровизационную формулировку «За воплощение мечты» - отдав Котту и Главный приз 25-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».
Сказать нечего: Александр Котт – прекрасный режиссёр. После с заметным успехом прошедших по фестивалям короткометражек (кстати, тоже бессловесных), он дебютировал в большом кино в 2001-м году лентой «Ехали два шофёра». Завоевал всеобщую, надо думать, любовь, поставив «Брестскую крепость». Участвовал во вторых, в третьих и уже в четвёртых «Ёлках». Но никогда не ждал, не высиживал свои кинопроекты, совершенствуя мастерство на ТВ: экранизировав «Героя нашего времени», поставив такие сериалы как «Охотники за бриллиантами» и «Обратная сторона Луны». Говоря короче, 41-летний Александр Котт – один из лучших режиссёров своего поколения. Просто до сей поры у него не было (не считая дебюта, отмеченного на «Киношоке») своего фестивального фильма. Теперь есть – как есть и весомая награда.
И если не обращать внимания на контекст, она, конечно, заслужена. «Испытание» - кино высокого уровня, с профессиональной точки зрения безукоризненное, с мощнейшей драматургией Изображения. Но это кино не про Здесь и Сейчас. Это отстранённая притча про Когда-то. Отчасти её победа схожа с ситуацией, когда в 2011-м «Кинотавр» демонстративно и слегка презрительно наградил мигом всеми забытое «Безразличие», - сказав «фи» прочим фильмам программы. Сейчас никакого презрения, естественно, нет. Но безразличие почему-то чувствуется. Вернее, ощутим принципиальный отказ – не боязнь же! – от громкого человеческого Высказывания. При данном ему выборе указав на такое кино, жюри признало за кинематографом лишь эстетическое начало, отвергнув его право бороться с тяготами нынешнего времени. Прискорбно.
Таким образом юбилейный «Кинотавр» запомнится необыкновенно сильным конкурсом, завершившимся необыкновенно пораженческим распределением наград.