История

Годовщина эвакуации российского посольства из Кабула. Рассказывает офицер группы "Альфа"

18 21716
  • 28 августа 2013 anken

Сводная рота 51-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под руководством начальника штаба полка гвардии подполковника Николая Ивоника.

 Шел август 1992 года. Три года назад последние советские войска покинули Афганистан, оставив правительство страны один на один с вооруженными формированиями моджахедов. В апреле боевики вошли в Кабул, не встретив особого сопротивления – режим Наджибуллы пал, и власть перешла в руки радикальных исламистов. Вскоре пуштунские, таджикские и узбекские полевые командиры, не сумев договориться, развязали гражданскую войну.

Ситуация в городе к концу августа сложилась критическая – появились убитые и раненые среди сотрудников дипломатических миссий. Президент России Борис Ельцин 27 августа дал команду о срочной эвакуации российского посольства.

В Кабул вылетели три самолета Ил-76, которые должны были забрать не только соотечественников, но и сотрудников посольств Китая, Индии, Индонезии и Монголии. Для обеспечения их безопасности в Афганистан была направлена 7 разведрота 51 парашютно-десантного полка в составе 34 бойцов.  

 

В это время в российском представительстве в Афганской столице срочно паковали вещи и документы, параллельно уничтожая все, что не могли взять с собой. Оставалось забрать последнее – флаг новой России, который почти ровно год назад был поднят над посольством. Торгрпед Василий Иванов и офицер подразделения «Альфа» Сергей Федоров в ночи поднялись на крышу, чтобы спустить символ российской государственности. Моджахеды заметили людей на крыше и открыли огонь. Сергей Федоров получил ранение, а в самом флаге позже насчитали девять пулевых отверстий. Позже этот поступок генерал Зайцев назовет «операцией по спасению флага».

Офицер "Альфы" Сергей Федоров. © Из личного архива С.Федорова

«Я считаю, что человек, вне зависимости от взглядов и убеждений должен дорожить флагом своей страны. Это должно впитываться с молоком матери», - рассказал "Ридусу" Федоров в День российского флага.

Тем временем на подлете к Кабулу были обстреляны российские самолеты, хотя моджахеды и обещали предоставить коридор. В 5 утра 28 августа им все-таки удалось сесть на полуразрушенный аэродром афганской столицы. Здесь спасения уже ожидали дипломаты и их семьи, которых на аэродром в безопасности доставили правительственные войска.

 Личный охранник посла СССР в Афганистане, Осипов Юрий Владимирович.

Как позже вспоминал тогда простой сотрудник, а ныне чрезвычайный и полномочный посол России в Афганистане Андрей Аветисян, на первый борт были погружены все иностранные подданные и все иногородние – не москвичи. Самолет благополучно взлетел и прямиком ушел на подмосковный аэродром Чкаловский, где вскоре и приземлился.

Во время погрузки второй группы начался массированный обстрел взлетной полосы из гранатометов и стрелкового оружия.

В борт, который должен был взлетать третьим, угодил снаряд. Командир роты гвардии старший лейтенант Игорь Матвиенко и еще четыре человека получили ранения. Появилась угроза взрыва топливного бака, поэтому десантники начали срочно отводить людей подальше от самолета. Самим солдатам пришлось выбираться из уже горящего транспортника, а также выносить на руках своих раненых товарищей.

На помощь, резко прервав движение на взлет, вернулся второй Ил-76, экипажем которого командовал подполковник Анатолий Копрыкин. Из-за перегруза на борт смогли взять не всех, и взлетать летчикам пришлось с подбитым шасси. Самолет смог добраться до Термеза в Узбекистане.

Оставшиеся люди укрылись в подвале аэродрома, а десантники начали подавлять огнем моджахедов, которые продолжали обстрел. К этому времени приставленные охранять иностранцев правительственные солдаты (тоже вчерашние моджахеды) уже разбежались. В это время вместо раненого Игоря Матвиенко командование взял на себя старшина гвардии Сергей Арефьев, а на взлетной полосе догорал Ил-76. Российским десантникам удалось сдерживать натиск «духов» в течение почти суток. 

 

На следующий день удалось договориться с полевыми командирами, и гражданские под охраной десантников на местном самолете были переброшены на север Афганистана в Мазари-Шариф. Оттуда они на машинах добрались до Термеза и только из Узбекистана смогли вернуться в Москву.

В ходе операции по эвакуации посольства было ранено пять человек: командир роты, двое солдат и двое летчиков. Все десантники были награждены боевыми орденами и медалями. Гвардии старшина Сергей Арефьев был удостоен звания Героя России.