Кино

«Гоголь. Начало»: великий писатель предстанет в роли мистического сыщика

25 7128

«Гоголь. Начало»

Россия, реж. Егор Баранов, в ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Ян Цапник, Сергей Бадюк, Юлия Франц, Артём Ткаченко, Артём Сучков, Павел Деревянко, Марта Тимофеева.

Сайт фильма

Близ села Диканька, что в Полтавской губернии, за последнее время (а это 1829-й год) найдены тела трёх убитых девушек. В округе идут уже разговоры и про нечистую силу, и про масонский заговор, велика вероятность, что и «москали своей участи не избегут», так что из Санкт-Петербурга искать убийцу выезжает знаменитый следователь, умеющий раскрывать самые трудные дела. С собой он берёт болезненного писаря Николая Васильевича Гоголя, который обладает даром переступать порог в тёмный мир и определённым литературным дарованием, в связи с чем одна его новая знакомая, разумеется, скажет: «Возможно, пребывание в наших краях даст вам пищу для нового творения».

Трейлер фильма «Гоголь. Начало»

В эти дни мы становимся свидетелями очень интересного эксперимента, который при удачном исходе вполне может оказать существенное влияние на всю нашу индустрию по производству телевизионных сериалов. Новый проект продюсера Александра Цекало («Метод», «Мажор», «Фарца», «Обратная сторона Луны») получился настолько впечатляющим и по визуальному ряду, и по рассказываемой истории, и по актёрскому составу, что его решили перед показом на ТВ-3 прокрутить в кинотеатрах на правах настоящего фильма — с весьма солидным числом копий, поддержанных впечатляющей рекламной кампанией. И хотя особых надежд заработать на этом сам Цекало не питает, он всё-таки уверен, что «если это получится, это откроет ящик Пандоры», — и российские телеканалы поймут, наконец, что пришло уже время снимать по-настоящему качественные сериалы.

Поэтому, с одной стороны, «Гоголя» хочется двумя руками поддержать, но с другой… Отношение к нему двойственное, так как существование вот этого противоречия — всё-таки, это фильм или сериал? — уже знак того, что тут не всё идеально.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Имеет смысл сразу отделить этот проект от множества других, внешне очень похожих: ведь уже больше десяти лет в нашей стране существует практика выпущенный на киноэкраны фильм разрезать впоследствии на серии, добавлять неиспользованный материал — и показывать потом в виде сериала, получая порой за такой вот нехитрый фокус даже телевизионные премии. Понять продюсеров можно: в условиях, когда кинопрокат не способен на максимальную отдачу, вернуть затраченные деньги хочется любыми способами, прибегая к каким угодно уловкам. При этом первичным произведением, претендующим на статус оригинального, остаётся именно фильм.

Между тем «Гоголь. Начало» не скрывает своей изначально сериальной природы. Это никак не самостоятельное кино, а только первые две вступительные главы («Убийства в Диканьке» и «Красная свитка»), в которых действие лишь берёт разбег — но никак не планирует ещё завершаться. Говоря проще и грубее, вы не узнаете имени убийцы (хотя безошибочно вычислите его с первого взгляда). Расследование будет продолжено в следующих картинах, которых всего будет то ли три, то ли четыре. Конечно, при желании можно назвать это многоступенчатой «франшизой» (продюсерам «ТВ-3» нравится сравнение с «Гарри Поттером»), но всё же тут есть немало принципиальных отличий.

Примеры подобного рода проката были в советское время — в числе последних был «Узник замка Иф», аналогичным образом разделённый на два фильма. Таким образом получается, что всё новое — опять хорошо забытое старое.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

И уж лучше судить «Гоголя» как сериал, потому что в таком случае следует, безусловно, говорить об удаче. Таких сериалов у нас делают мало — со своим миром, со своей атмосферой; и даже замечая все сценарные огрехи, понимаешь, что это здорово по множеству других пунктов. Но если оценивать его как фильм, то и говорить придётся строже, не принимая никаких отмазок и прямо признавая, что это так себе франшиза.

Сразу видно, насколько большая тут проведена работа. В первую очередь, понятное дело, обращаешь внимание на декорации, грим и спецэффекты — вся визуальная составляющая заслуживает, опять же, особых похвал. Не то что на ТВ — у нас и в кино редко когда так хорошо получается.

Нельзя не отметить и сценарий, который на основе цекаловской идеи начинал писать Ким Белов, а продолжили Наташа Меркулова с Алексеем Чуповым. Здесь очевидна попытка вылепить своего условного «Влюблённого Шекспира», в котором великий Том Стоппард двадцать лет назад продемонстрировал новый подход к биографиям всем известных классиков, показав, из какого сора произрастали их шедевры, выдержавшие испытание столетиями.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Так и здесь: герой Олега Меньшикова, например, сразу упоминает про своего приятеля по фамилии Яичница, а затем рассказывает про коллежского регистратора, у которого шинель украли (правда, он за это людей потрошить стал). Один из персонажей ухмыляется, что местные помещики числом душ меряются, а самый страшный кошмар для Гоголя, по его признанию, оказывается про встречу с Пушкиным, а вовсе не тот, где он обнаруживает себя запертым в гробу. При этом романтический интерес начинающего литератора просит его больше не жечь своих книг — Николай Васильевич обещает.

Но в то же время тут очень многое откровенно натянуто за уши, что подрывает доверие к истории в целом. Создатели ленты очевидным образом оказались меж двух огней, где справа — «Сонная лощина» Тима Бёртона про то, что казавшийся выдумкой Всадник без головы действительно существует, а слева — недавний «Вий» Олега Степченко про то, что любые фантазии порой легко объяснить с позиции трезвого реализма (о чём здесь дважды напоминает хорошо пьющий герой Яна Цапника: «Никаких ведьм нет, надо просто реже согреваться» + «Это как в пословице: у страха глаза велики»). Попытки нащупать свою собственную, оригинальную середину не всякий раз увенчиваются успехом — и музыка, вдохновлённая «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи, режиссёру Егору Баранову определённо в этом не помогает.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Ход, благодаря которому мало-мальски двигается сюжет, заключён в том, что Гоголь то и дело по разным причинам падает в обморок, пугается своих видений и просыпается (чаще всего — с грязными ногами), когда опять уже вечер (что, кстати, вредит повествованию, лишая его цельности, внятности и последовательности: это явно сериальная порода). Сам главный герой пользы в этих своих припадках не видит и просится к хорошему «мозгоправу» («С ума сойду»), однако его опытный наставник сразу разгадывает являющиеся странному писарю символы и уверяет, что «разница между сном и реальностью иногда небольшая».

И вроде бы в этой задумке есть любопытное ядро, но то, как его используют авторы, вызывает определённые сомнения. Так, нарисованное припадочным Гоголем дерево липа трактуется им как липа = подделка, и это скорее смешно, нежели достоверно. Вот и получается, что как ужастик это не страшно, как фэнтези — сомнительно, а как детектив — пусто. Главный преступник, как уже сказано выше, узнаётся с первого взгляда, понятна сразу и причина (сценаристы повторяют, увы, ту же ошибку, что и Гор Вербински в «Лекарстве от здоровья»). Убийство во второй серии уже не так интригует, списка подозреваемых нет — как нет и детективной интриги.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Нет, в целом смотреть интересно, но и не цепляет. Сериалу это легко простить — в ожидании следующих серий, которые появятся уже завтра. Фильму, продолжение которого ещё не очень понятно, когда выйдет, такого рода ошибки уже совсем не к лицу.

Однако рекламные ролики предчувствуют это и при помощи одного из продвигающих фильм слоганов предупреждают: «Никого не слушай». В любом случае, как «Вий» заставил пусть не всех, но многих школьников обратиться к первоисточнику, так и «Гоголь. Начало» наверняка добавит почтенному классику внимания и лайков. Он это заслужил, и в ситуации, когда обращать молодое поколение к чтению всё сложнее, хороши, наверное, любые способы.

Мультфильм на тему «Отключайте мобильники в кино», прикреплённый к сеансам фильма «Гоголь. Начало»