Буктрейлер «5-й волны»: Отключение электричества
Поначалу кажется, что «5-я волна» - очередное заурядное изображение постапокалипсиса: первая часть – типичная то ли «Дорога», то ли «Я - легенда».16-летняя Кэсси осталась одна-одинёшенька: Земля атакована инопланетянами, которые умело и быстро выкосили семь миллиардов её жителей. Девушка прячется в лесу, слабо представляя, выжил ли кто-то ещё – и не понимая, что делать ей дальше. «Возможно, последнего выжившего убьёт последний выживший».
Однако позже сюжет вдруг оборачивается «Цельнометаллической оболочкой»: внимание автора переключается на Бена Пэриша, попадающего в военный лагерь, где дети проходят ускоренный курс молодого бойца. Причём дети в буквальном смысле – некоторым по семь, по девять лет: «При правильной подготовке нет ничего опаснее, чем десятилетний солдат». У сержанта нет для них никаких поблажек: инопланетные захватчики не будут ждать, пока все подрастут, сражаться с ними надо уже сегодня. «Мы знаем, что умрём, но умрём мы несломленными».
Но не успеешь привыкнуть, как роман делает очередной поворот – и начинает напоминать то ли «Психо», то ли «Коллекционера». Раненая Кэсси оказывается в доме другого юноши, Эвана Уокера, который заботливо выхаживает её – но при этом явно что-то не договаривает. «До того, как тебя нашел, я думал, что единственный способ устоять – это найти то, ради чего будешь жить. Это не так. Чтобы устоять, надо найти то, ради чего ты готов умереть».
Темой смерти, как можно заметить, проникнута вся книга. Смерть нравится подросткам, основным читателям романа, это довольно романтичная штука. Любовь на грани гибели – те два кита, что обеспечили всемирный успех «Сумеркам» и тем же «Голодным играм». Рик Янси ими активно пользуется. «Становилось всё хуже и хуже, а стоило нам подумать, что хуже уже быть не может, становилось ещё хуже». «Со смертью та же беда. Ты думаешь, что с тобой это не случится… пока это с тобой не случается». «Мы не понимали, почему живы, и не были уверены, что хотим оставаться в живых».
Буктрейлер «5-й волны»: Цунами
Поставив своих героев в сверхэкстремальную ситуацию, заставив их бороться за свою жизнь не в метафорическом, а в самом буквальном смысле, с винтовкой в руках, автор тем не менее ни на секунду не забывает, что они, эти его герои, - подростки. Которых вопрос исчезновения человечества заботит порой куда меньше личных проблем. «До Прибытия парень, такой как Эван Уокер, никогда бы не посмотрел в мою сторону дважды… Я была девочкой заднего плана, просто подружка или даже хуже – подружка просто подружки, «та, которая сидит с ней на геометрии, только не вспомню, как зовут». Или вот: «Я без проблем говорила о сексе. Проблемы возникали, когда разговор заходил о сексе в моей жизни». А вот эпизод ранения героя: «Я разрезаю с боков трусы. С задницей у него всё плохо. Плохо в том смысле, что она вся изрешечена осколками. В остальном задница очень даже ничего». И всё ради чего? Вся книга – ради одного предложения: «Он так близок, что кажется, я впервые вижу его ласковые глаза шоколадного цвета, впервые чувствую его сильные руки, и его мягкие губы тоже в первый раз прикасаются к моим губам».
Семь миллиардов человеческих жизней – хорошая цена, заплаченная за эту строчку. Но впрочем… Кто говорил, что на войне нет места любви? Очень даже есть. Чувства сильнее обостряются. Тем более что автор прекрасно помнит и про другой непременный залог успеха: девушка должна быть одна, но вот парней вокруг неё – обязательно двое. Обязательно! Героиня должна терзаться! Она должна выбирать. Всё прочее – лишь фон для её душевных метаний. Сравните с теми же «Сумерками» и «Голодными играми». И подумайте, почему провалились «Прекрасные создания» - где альтернативы главному герою никакой не было. На прямые линии спрос не тот, любовный треугольник – вот что неизменно обеспечивает продажи! Если есть эти трое, то уже неважно, куда подевались все остальные выжившие.
«…Он словно берёт моё сердце, принадлежащее теперь ему. Неприступная крепость взята в честном и открытом бою». Эх, да… «Так это трагическая история любви?» - восклицает она в какой-то момент. Да, именно так. И сказать честно – зачитаешься. Каким бы не был томным сюжет, писателю удалось вдохнуть в него настоящую жизнь – и за героев переживаешь. Легко представляя, сколь выигрышно это будет смотреться на большом киноэкране.
Другая удача автора – тот факт, что инопланетяне как таковые, как мы могли бы их представить, в книге вовсе не появляются. Что удивительно, конечно, для истории про инопланетное вторжение. Уже на первых страницах Рик Янси пытается противостоять десятилетиями сложившейся традиции, сломать устоявшийся в отношении подобного рода романов стереотип: «Забудьте о летающих тарелках, зелёных человечках и гигантских механических пауках, которые испускают смертоносные лучи. Забудьте эпические битвы с истребителями и танками и с победой в конце, когда мы, израненные и неустрашимые, одолеваем пучеглазого червя. Это так же далеко от реальности, как их умирающая планета от нашей цветущей. Правда в том, что, раз уж они нас нашли, нам конец».
В «5-й волне» всё интереснее: захватчики никак не выглядят. «Здесь не на что смотреть, его нельзя описать, он просто есть». Они есть – но при этом их словно бы нет. Пришельцы - чистое сознание без плоти, загрузившие это своё сознание в бортовой компьютер корабля-носителя и прилетевшие к Земле, чтобы захватить не только чужую планету, но и чужие – человеческие – тела. Придумка, конечно, тоже не новая – смотри, например, фильм «Чужие среди нас». Вопрос только в том, как отличить чужих от своих – и вот на этом автор строит любопытную интригу. «Даже если встретившаяся тебе старушка выглядит ещё умильнее, чем твоя двоюродная бабушка Тилли, и прижимает к груди беспомощного котенка – не спеши расслабляться. За пушистым зверьком может прятаться пистолет сорок пятого калибра».
Буктрейлер «5-й волны»: Эпидемия
Начитанный и насмотренный читатель разгадает секрет задолго до героев – Янси, как уже было сказано, собирает свой пазл из множества наворованных деталек, что позволяет многие его ходы довольно-таки легко предсказать. Но картинка при этом получается всё равно своя, оригинальная – соединяя порой несоединимое и смело управляя возникающей от этого химической реакцией, писатель добивается того, что ближе к финалу книгу закрывать всё тяжелее и тяжелее: затягивает. Это как раз ещё один признак того, что при удачном раскладе экранизация может наделать немало шума: не только продюсеры, но и зрители сейчас предпочитают смесь знакомых уже мотивов стопроцентно оригинальной идее. Автор и понимает это, и находит довольно забавным, в патетическом монологе цитируя самого Шекспира: «Кто человек, а кто нет? Разве у нас нет глаз, Бен? Мы лишены рук, органов, объема, чувств, привязанностей, страстей? Если нас уколоть, разве у нас не идет кровь?». Учитывая возраст читателей, ему приходится тут же добавить, что это «Венецианский купец».
Вообще, надо сказать, что в целом книга написана симпатично, с юморком. Собирая рюкзак, Кэсси размышляет, какую из книг ей взять в опасную дорогу: «Гекльберри Финна» или «Гроздья гнева» - не столько предполагая, что у неё будет время почитать, сколько заботясь о сохранении культурного наследия. И не забывает зубную щётку и пасту: «Я решила, что умру с почищенными зубами, когда настанет моё время». А Бен вспоминает, как «опасался улыбаться за рулем. Моя улыбка могла ослепить водителя встречной машины». Нападение инопланетян многие землян предпочитают встретить «там, где хорошо»: «За эти десять дней до электромагнитного импульса Диснейленд побил все рекорды посещаемости». «Как бы ты предпочла умереть? – без обиняков спросила Кэтрин. – Прячась под кроватью или катаясь на «Биг-тандере»?» А уже позже героиня замечает в разграбленном супермаркете, что люди растащили пиво и лимонад, забрали наличность и лотерейные билеты, но оставили при этом самое важное – питьевую воду!.. Упоминают также Сталина и «того еврейского крестьянина» (распятого) – вроде бы вскользь, но трудно не заметить.
Том открывается вынесенной в эпиграф цитатой Стивена Хокинга: «Я думаю, если инопланетяне когда-нибудь и посетят нас, результат будет таким же, как после прибытия Христофора Колумба в Америку, которое в результате не принесло ничего хорошего коренным американцам». Мудрая мысль – и даже не знаешь, насколько последующие 468 страниц ей соответствуют. Всё-таки жанр подросткового боевика – вещь особенная, от Достоевского далёкая. Но нельзя, повторюсь, не признать, что скучное начало сменяется здесь интригующим развитием и весьма динамичной концовкой: для чтива в метро, пожалуй, большего и не надо.
Получится ли из этого суперблокбастер? Вполне. Проект находится в разработке у продюсера Грэма Кинга, получившего «Оскара» за «Отступников», работавшего над «Операцией «Арго», «Ранго», «Авиатором», «Али» и рядом других не менее замечательных фильмов. Режиссёром вполне может стать Джей Блэйксон, большими хитами пока не обременённый – но это вовсе не показатель: четыре серии про Гарри Поттера снял и вовсе мужик с телевидения. Но как далеко продвинулась их работа - на данном этапе прессе не сообщается. В любом случае очевидно, что для успеха киношной «5-й волны» должна сперва схлынуть волна «Голодных игр» - а стало быть, верных два года у создателей нового фильма ещё есть. Как и у Рика Янси – который уже сейчас «энергично трудится над продолжением бестселлера»: по одному роману франшизу не запустишь.
Буктрейлер «5-ой волны»: Глушители