Первые в мире автогонки провели французы. Далекий 1894 год, трасса Париж-Руан, сто двадцать шесть километров. Маленькой такая дистанция не казалась никому: в те времена даже речи не было о соревнованиях на скорость — исключительно на «кто доедет». Инициатором соревнований выступил шеф-редактор французской газеты «Ле пти журналь» Пьер Жиффар, он опубликовал приглашение на конкурс безлошадных экипажей. Участвовать мог каждый, механический привод на колеса был единственным требованием. Сегодня на суд выносят даже вес пилота.
Неестественный отбор: технический
Этот год в Формуле-1 можно назвать юбилейным — гонки проводятся шестьдесят пятый раз. Сезон-2014 стал первым, в котором используются 1,6-литровые турбированные двигатели V6. Объем движков на Формуле-1 уменьшают давно и методично, в прошлый раз — два и четыре литра, в 2005 году — три, но это поистине рекорд. Логично, что надо повышать эффективность топлива. Количество его сократят до ста килограмм для каждой гонки.
Всеобщий тренд сейчас — снижение суммарной массы болида. Она увеличилась в связи с тем, что потяжелели железки двигателей, и приблизилась к суммарному лимиту. Возникла проблема с тем, сколько можно положить балласта для нивелирования разницы веса пилотов. В октябре прошлого года британский гонщик Дженсон Баттон, который стал прообразом Джимми Блая в кинофильме 2001 года «Гонщик», заявил: «FIA нужно внести коррективы, чтобы не нарушать спортивные принципы и не ставить в неравные условия гонщиков с разным весом». Его мнение поддержали многие спортсмены, и минимальную массу болида увеличили с шестисот сорока двух килограммов до шестисот девяноста. Потом лимит отодвинули еще на один килограмм, потому что потяжелели шины Pirelli нового сезона.
Шины в истории Формулы-1 стали причиной многих казусов, это в прямом смысле одна из составляющих успеха. В 2005 году на Гран-при США из-за проблем с резиной не стартовали команды, использующие шины «Мишлен». В гонке тогда смогли участвовать всего шесть машин.
Революционные изменения регламента в 2014 году коснулись даже выхлопной трубы. Теперь она обязательно должна торчать вверх, чтобы поток выхлопных газов не мог улучшать аэродинамический эффект и влиять на результат состязания.
А ещё по соображениям безопасности снизили допустимую высоту края носового обтекателя, который принимает на себя первые удары встречного воздуха.Раньше она составляла пять с половиной сантиметров, а теперь не больше сантиметра и восьмидесяти пяти миллиметров.
В этом году в гонках, как в футболе, ввели постоянные номера для спортсменов. Только здесь они не на сезон, а пожизненные, и козырной считается не десятка, а единица. Первый номер у прошлогоднего чемпиона. По желанию его можно не использовать. Интересно, что номера гонщики выбирали сами и по очереди, в порядке итоговых позиций сезона-2013.
Стереотипы позади
Еще одно невероятное отличие Формулы-1 этого года, конечно, Гран-при в России. Последний раз такое было сто лет назад, еще до Революции. Внимание всего света снова привлечет субтропический курортный Сочи — автогонщики с мировым именем проедутся по Олимпийскому парку. В автодроме еще ведутся последние доработки, но промоутер Гран При России Сергей Воробьёв считает, что состязания у нас будут одними из лучших. В этом сомневаться не приходится: Сочи — город дождей, особенно в октябре, когда туда доедет Формула-1. Гонка обещает быть захватывающей.