Первый фильм, который показал практически документально жизнь бразильских фавел, вышел в 2002 году. «Город Бога» получил всевозможное признание, в том числе четырежды был номинирован на Оскар. В рейтинге лучших картин всех времен от IMDb «Город Бога» и сейчас занимает 22-е место.
Для зрителей всё это интересная драма с элементами боевика, и мало кто может представить, что для тысяч людей все, что было на экране, — обычные будни.
Город Бога — реальная фавела, в которой родился и жил Пауло Линс, автор романа, по которому и снимался фильм.
Сегодня, как и девятнадцать лет назад, Город Бога считается местом не самым безопасным, скорее даже очень опасным. Полиция сюда даже не приближается, здесь никогда не бывает иностранцев и уж тем более журналистов с камерами.
Но «Ридус» смог побывать в этом месте, сделать фотографии и посмотреть, как и чем живет самая знаменитая фавела Бразилии сейчас.
Вход бесплатный, выход — две тысячи
Если кратко пересказать сюжет фильма, то это история одной из фавел на окраине Рио-де-Жанейро с красивым названием Город Бога. Более двух часов нам с экрана повествуют о том, как все начиналось, как обычный бедный район превратился в один из самых опасных, как туда завезли наркотики, как появилось в больших объемах оружие и как в окружении всего этого выживали местные жители. В этом фильме нет никакого хеппи-энда, как нет его и в реальности.
Кадр из фильма «Город Бога».
Попасть внутрь Города Бога достаточно легко. Выйти труднее, если не знаешь никого из местных. Улицы полностью контролирует местная криминальная группировка, и чужакам внутри делать нечего, максимум — купить что-то запрещённое и быстро уйти. Просто так гулять там нельзя, таковы правила, и их следует соблюдать.
Если зайти в фавелу одному, то, скорее всего, выйти получится только после общения с людьми с автоматами. Они там заменяют полицию, мэрию, вообще всех. Чужака-иностранца на своих улицах они вычислят очень быстро. И проверять, о чем эти ребята будут с вами общаться, — не лучшая идея.
Я предварительно вёл переговоры почти с десятком людей, которые живут в Городе Бога. Несколько человек согласились погулять со мной, но при определённых условиях.
Кадр из фильма «Город Бога».
Первым согласившимся оказался актёр, который когда-то сыграл роль примерно двадцатого плана в фильме «Город мужчин», известном в России почему-то как «Город Бога 2», хотя к оригинальному фильму отношения он не имеет. Актёр сперва радостно согласился показать Город Бога изнутри и даже обещал договориться поснимать на улицах. Звучало неплохо.
Но каждое своё сообщение в ватсапе он удалял сразу после того, как я его читал. В итоге актёр попросил с меня за прогулку две тысячи (примерно 26 тысяч рублей по курсу). После отказа начались торги, и уже через пару минут цена опустилась на 500 реалов.
К тому моменту мой собеседник уже уточнил, что не может гарантировать вообще ничего, потому что он и сам боится.
Если бы мы торговались дольше, то, скорее всего, сошлись бы всего на 500 реалах.
Кадр из фильма «Город Бога».
Все свои сообщения с упоминанием денег мужчина удалял ещё быстрее. И тому есть причины. Как уже отмечено выше, по фавеле можно передвигаться с местными знакомыми, и это вполне безопасно. Местных жителей никто не трогает, такие правила. Но вот водить чужаков и зарабатывать на этом нельзя, потому что тут вам не зоопарк, как бы негласно объявили бандиты. Если жителя поймают за таким промыслом, то его просто убьют. Да, именно убьют, и полиция никогда не будет искать убийц, да и заявление писать никто не будет. Такие уж порядки: жестко, но зато всем всё понятно.
Так что любой житель Города Бога, осмеливающийся просить за вход и выход деньги, очень рискует. Поэтому имён и фотографий этих людей в этом репортаже не будет.
С актёром я общение прекратил. Договорились мы с другим парнем, который занимается чем-то вроде социальной работы в фавеле, сотрудничает с мэрией. Он даже и не просил денег во время нашего предварительного общения, но попросил позже.
«Ты точно этого хочешь?»
Иностранцы в Бразилии часто ходят в туры по фавелам с местными гидами-фиксерами и уверены, что увидели настоящую жизнь и познали самую «жесть». Но всё совсем не так. Для туристов в Бразилии есть три открытые фавелы недалеко от пляжей Рио-де-Жанейро, где прогулки поставлены на поток. Да, там до сих пор большую часть территории так же контролируют бандиты. Да, там тоже представлены в ассортименте оружие и наркотики. Да, эти места тоже считаются опасными. Но в тех фавелах вполне можно легко гулять по центральной улице даже без гидов, и вряд ли что-то случится.
В большинстве мест можно даже фотографировать, опять же, на центральных улицах. Туда пускают даже полицейских. Всё это согласовано с бандитами, которые дали добро. Чтобы местные жители как раз и могли свободно зарабатывать на туристах.
Вот так по-настоящему там, а не в кино.
Город Бога же находится совсем на отшибе, поздним вечером я добирался туда по пробкам Рио часа три. Полицейские машины перестали встречаться на пути минут за тридцать до прибытия в точку назначения.
Мой таксист раз пятнадцать уточнил, понимаю ли я, куда еду, точно ли я этого хочу, точно ли меня встретят и точно ли я ещё не передумал.
Таксист в Городе Бога не был никогда и, скорее всего, никогда не побывает. Знакомых у него там нет. Чужие машины не имеют права заезжать внутрь, только остановиться у входа и уехать прочь.
— Осталось десять минут, ты точно этого хочешь? — говорил водитель.
— Мы приедем через пять минут. Я могу повезти тебя назад, — не унимался таксист.
— Нет проблем, если ты кого-то там знаешь. Но мы можем не останавливаться и уехать, — сделал последнюю попытку мой водитель и высадил меня на площади у знака «Cidade de Deus».
Знак
«Если ты сделаешь фото, меня убьют»
Меня встречал парень, который занимается социальной работой, и вообще он за всё хорошее и уверен, что про фавелы говорят слишком много плохого, а ведь всё не так, всё иначе. Он сразу несколько раз повторил, что если я сделаю фото, где он не разрешит, то его просто убьют. Даже если никто не увидит, как я снимаю, то потом увидят в интернете, найдут и убьют. Его, потому что он провел меня внутрь.
На входе в Город Бога разбросаны арматура и куча покрышек на случай, если надо будет временно заблокировать проезд во время полицейской операции, хотя полиция старается никогда не тревожить местных бандитов.
Буквально в двадцати метрах от входа начинается совсем другой мир.
Наверняка все хотя бы раз видели сезонные ярмарки в российских городах. Когда на десятки метров расставляют специальные стойки, на которых фермеры раскладывают на продажу свои огурцы с помидорами. Так вот, в Городе Бога картина примерно такая же.
Почти на каждой улице подобная «ярмарка», причем работает она и ночью. Ну а на столах, конечно, не огурчики, а наркотики. Десятки килограмм белого порошка.
Продают все это… дети. Многим парням, которые сидят с автоматами и играют в телефоны, дашь на вид не больше 16. Все как в кино, только по-настоящему.
Улицы и дома здесь, в общем-то, ничем не отличаются от тех самых «туристических» фавел, разве что бесконечными «ярмарками» и оружием в руках детей.
Но фотографии нельзя делать даже на пустых улицах. У меня было с десяток возможностей, но испуганный взгляд сопровождающего был постоянно направлен на мои руки. И я правда не хотел бы, чтобы его потом убили. Хотя и поступил мой новый друг не очень честно, начав просить деньги за сопровождение в тот момент, когда мы уже оказались внутри всего этого ада.
Фото, конечно, я все-таки сделал.
То есть пути назад как бы не было, остаться одному на улице одной из действительно самых опасных фавел Бразилии — так себе перспектива. Поэтому пришлось торговаться, и обошлось всё достаточно небольшой суммой. Но ситуация не очень приятная и как бы дает понять, где ты находишься.
Культура трущоб
Ближе к ночи мы погрузились в старенькую тачку моего сопровождающего и с открытыми окнами доехали до гаража друзей. С открытыми, потому что бандиты должны видеть всех, кто передвигается по их территории. По этим же причинам в Городе Бога нельзя носить медицинские маски.
Доехав до гаража, мы привязали на крышу большую колонку, в багажник загрузили ящик водки.
Хип-хоп-фестиваль проходил на местной футбольной «коробке».
Теперь мы едем на хип-хоп-фестиваль, что пройдет на местном футбольном поле, ну а мой новый знакомый — организатор всего это дела, это часть его социальной работы. Для подростков это хоть какая-то альтернатива криминальным делишкам.
Как сказал мой сопровождающий, мы увидим подлинную культуру трущоб. Этот фестиваль очень важен для местного населения, особенно для молодежи.
Своеобразная культура трущоб
Там, кстати, можно фотографировать, и еще там не будет тяжелых наркотиков и запрещено проносить оружие. Ну а до ближайших бандитов аж метров 40, но в их сторону не стоит даже пробовать направлять камеру.
Культура трущоб
Когда мы добрались до пункта назначения, натянули тент от дождя, парни начали разливать водку на коктейли с лаймом.
Алкоголь
Мой товарищ, ну тот самый, что занимается социальной работой и против всего плохого, затянул джойнт, предложил присоединиться и познакомил со своим другом.
Застолье
От самокрутки я отказался, а вот с другом познакомился с радостью.
Парень с самокруткой
— Добрый день! Добрый вечер! Да! Да! — прокричал мне по-русски парень, представившийся Артуром. Оказалось, что его бывшая девушка родом из Болгарии, и он провел там целых пять месяцев.
Лица трущоб
Артур затянулся и на португальско-английском рассказал про свое ремесло, но всё было вполне понятно. Он трудится в школе в Бара, элитном районе Рио. Работает с детьми с нестабильной психикой. Артур сделал еще затяжку, а дальше нас прервал грохот музыки — начался рэп-батл местной молодежи.
Лица трущоб
Батл вышел таким, каким и полагается быть батлу в фавеле. Черные парни с татуировками и золотыми цепями, пиво и травка. Рэперы что-то кричат рифмованными фразами друг на друга, толпа периодически взрывается криками: «Уууу!»
Рэп-батл
Такова культура бразильских трущоб, и вся эта молодежь, курящая и пьющая на рэп-батле, действительно перспективна.
Местная публика
Местная публика
Лица трущоб
Девушка с собакой
Лица трущоб
Возможно, эти парни когда-нибудь смогут покинуть Город Бога. А вот парни с автоматами не смогут никогда. Если ты берешь в руки оружие и погружаешься в наркоторговлю, ты становишься повязан с этим местом навсегда.