Право

Госдума простила неплательщиков налогов, выводивших прибыль в офшоры

0 16524

Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, отменяющий уголовную ответственность за неуплату налогов с прибыли, выведенной в офшоры. 

Закон не только продлевает налоговую амнистию до конца 2018 года, но и придает ей обратную силу: она будет действовать для сделок за весь текущий год.

Согласно поправкам, «за деяния, связанные с неуплатой налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний, уголовная ответственность не наступает при условии возмещения в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ».

Смысл нынешней «амнистии» двоякий, говорит профессор Финансового университета Борис Хейфец.

Одна ее цель — в каком-то виде „спрятать концы в воду“ для тех российских бизнесменов, в отношении которых введены американские санкции. Вторая цель — стимулировать российский бизнес в целом быстрее репатриировать капиталы, — сказал он «Ридусу».

Отношение российского правительства к офшорным капиталам достаточно двусмысленное.

С одной стороны, в УК РФ существует статья за неуплату налогов с выведенной в офшоры прибыли (та самая, которую «заморозила» Госдума).

С другой, в России созданы два внутренних офшора, в Приморье и Калининградской области, где налоги ниже, чем в большинстве низконалоговых юрисдикций.

Таким образом, российским бизнесменам, желающим «оптимизировать» доходы, приходится проходить меж двух огней, говорит Хейфец: «И нынешняя поправка к закону немного этот коридор расширяет».

И все же главной целью отмены преследования за уход от налогов является вывод таких «неплательщиков» из-под санкций, полагает эксперт.

Избавляя их от обязанности платить налоги, Россия тем самым дает им возможность не „светиться“ перед международными налоговыми и финансовыми организациями, через которые бенефициаров этих компаний легко вычислить. Чем меньше трансграничных транзакций проводит компания, тем меньше следов она оставляет и тем сложнее будет американцам „поймать за руку“ их владельцев и их контрагентов, — говорит он.

Пока сложно сказать, насколько эффективной окажется такого рода «дымовая завеса» и насколько она вообще окажется полезной для экономики России в целом, а не только для отдельных лиц, заинтересованных в сокрытии своих финансовых операций от возможности конфискации или заморозки в рамках санкций.

Сверхзадачей собственников компаний, зависших под колпаком у Минфина США и примкнувшего к ним правительства РФ, является максимально бескровно разделить «кровеносные системы» самих компаний и американских финансовых структур.

Здесь может быть очень много вариантов такого «переноса хостинга», потому что у каждой из этих компаний своя, не похожая на остальных ситуация, говорит исполнительный директор «Делового союза Евразии» Андрей Чухлиб.

Если это какие-то финансовые компании, то у них не только счета в американских банках, у них и весь бизнес расположен в иной юрисдикции, и если их счета в США заморожены, это может означать полную потерю управляемости. А если у компании физическое производство находится в России, а за рубежом осуществляются только финансово-юридические операции, это совсем другое дело. Такая компания может выйти из неприятной ситуации с наименьшими потерями, — сказал он ранее «Ридусу».

Санкционный режим не дает компании совершать определенные виды сделок: в том числе, например, и передачу активов в другую юрисдикцию. Это такой аналог домашнего ареста для юрлица.

В этом случае находящаяся „под колпаком“ компания не может продать свои активы другой фирме даже за один доллар, — объясняет эксперт, в чем засада американских ограничений для российских собственников.

Ирония судьбы заключается в том, что охота за офшорными налогонеплательщиками началась задолго до санкций, в 2009 году, когда 50 стран заключили соглашение о борьбе с непрозрачностью международной финансовой деятельности и составили черный список стран, подозреваемых в поощрении таковой. Первыми в этом перечне шли Латвия, Британские Виргинские острова и Кипр.