Политика

Госдума утвердила закон о смешанном голосовании за одномандатников

0 380

Госдума приняла во втором чтении схему нарезки одномандатных округов, по которым в 2016 году будут избираться 225 депутатов.

Больше всего одномандатных округов будет в Москве — 15. В 32 регионах России образовано по одному одномандатному округу. В 26 субъектах — по два, а на территории шести регионов — по три.

Как ранее писал «Ридус», ЦИК РФ, разрабатывая схему нарезки, руководствовался в первую очередь принципом создания избирательных округов с примерным равенством по числу избирателей, с отклонением от предельной нормы представительства в пределах одного субъекта не более чем на 10 процентов. При этом, как отметил зампред ЦИК Леонид Ивлев, округа не образовывались из территорий, которые не граничат между собой, а также ни один округ не образован на территории двух или более регионов.

Все одномандатные округа, за исключением тех, которые находятся в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, являются смешанными. Согласно этой схеме, избиратели из числа горожан разбавляются теми, кто живет на сельских территориях. Таким образом, потенциальные кандидаты в нижнюю палату лишаются возможности ориентироваться в своих предвыборных программах и агитационных кампаниях лишь на жителей города.

Новые стандарты избирательного процесса вызвали массу споров. По мнению противников, такая система создает преимущества кандидатам от власти, когда сторонники смешанной системы, коих подавляющее большинство, говорят, что теперь избранные депутаты-одномандатники вынуждены будут представлять интересы жителей разных территорий.

«Вполне адекватной и хорошей» называет схему нарезки гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин, отмечая, что она является «репрезентативной» и «всеобъемлющей»:

Во-первых, нет такого, что одному кандидату можно будет ходить от двора ко двору, а вот его соседу из реально соседнего округа — за забором — то есть за городской окраиной придется летать на вертолете, чтобы получить одно касание с избирателем. Теперь все честно. Сколько одному работать, столько и второму. В итоге получается среднее значение по региону.

Стоит отметить, что новую нарезку одномандатных округов поддержали и некоторые малые партии, которые намерены участвовать в думской кампании. И это при том, что смешанная нарезка, как говорит политолог Евгений Минченко, потребует от кандидата куда больших финансовых и технологических вложений, так как работать придется на весьма различных территориях,

Так, руководитель центрального совета «Российской партии пенсионеров за справедливость» Владимир Бураков подчеркнул в беседе с «Ридусом», что любое новшество, конечно же, вносит некоторые изменения в привычную политическую работу, однако на выходе результат может превзойти все ожидания:

С новой схемой нарезки одномандатных округов работа значительно усложняется. Вместе с этим большинство депутатов, избранных из городов, раньше совершенно не знали проблематики села. Многие депутаты не могли даже оценить состояние сельского хозяйства, уровень жизни сельчан. Внедряя новую схему, ЦИК обязал депутатов продвигать и защищать интересы села в Думе. Это позитивные изменения: сближение, как раньше говорили, города и села.

Председатель партии «Зеленые» Анатолий Панфилов добавил, что экологи полностью поддерживают новую схему нарезки, поскольку такая практика — эффективная борьба с коррупцией:

Что раньше происходило? Возьмем, к примеру, Тверскую область. В самой Твери все понятно — предвыборная борьба там ведется большая. А сельская местность — она полностью под губернатором: там завязка на бюджет, на муниципальные округа. Так же и в Тамбовской, и в Липецкой, и в других областях. Губернатор либо ставил своего человека, либо эти места продавались — это я знаю на 100 процентов. Раньше мы получали порядка 50−60 одномандатных округов, которые были под контролем у местных губернаторов. Но интерес-то заключается в том, чтобы эти губернаторы были федерального уровня, работали на Россию, на вверенную область. А так они работают только на себя. Нарезка позволила избавиться от этого балласта. Это чрезвычайно важно, ведь это действенная борьба с коррупцией!

Кроме того, смешанная схема нарезки на порядок уменьшит шансы на успех для тех кандидатов, кто рассчитывал «выбиться в дамки» за счет административного ресурса.

Будут голосовать не только городские люди, но и сельские. И в этом плане рассчитывать на один лишь административный ресурс не имеет смысла, поскольку в новую систему, которую еще называют лепестковой, войдут много различных региональных субъектов. Я имею в виду городские администрации, сельские муниципалитеты и другие органы местной власти. При таком раскладе люди, которые рассчитывают на административный ресурс, должны будут пытаться договориться со всеми, а это уже весьма затруднительно. В отдельно взятом городе, как было раньше, договориться было куда проще, пришел к мэру и все решил. Наверное, так оно и случалось время от времени. Однако сейчас, когда нарезка округов учитывает интересы всех избирателей, шансы на победу для подобных кандидатов резко упадут. Идет ставка на честную и конкурентную борьбу, когда наверх будут выходить люди, которых действительно уважают и которым доверяют,рассказал «Ридусу» политолог Александр Клюкин.

Принцип смешанного голосования по одномандатным округам выгоден всем без исключения политическим силам и оздоровит политическую систему страны, считает глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский

Смешение жителей городов и сел приведет к относительному выравниванию шансов оппозиционных и провластных кандидатов, уверяют эксперты ИСЭПИ. В качестве доказательства они привели результаты «Единой России» в Новосибирской области на выборах Госдумы в 2011 году. Тогда партия власти набрала по региону 33,8% голосов, но если бы один из одномандатных округов был сельским, как в 2003 году, то кандидат от «Единой России» набрал бы там 43,5% против 24% у КПРФ.

Согласно исследованию фонда ИСЭПИ, при смешении округа с городом «Единая Россия» набирала бы там 33,4%, а КПРФ — 30,4%. Получается, что из гарантированного для ЕР округа он становится либо округом реальной конкуренции, либо предметом для коалиционных переговоров с КПРФ по всему пакету округов области, приводит РБК мнение авторов исследования.

Кроме того, отметили в ИСЭПИ, победитель на выборах Госдумы в 2016 году будет выстраивать отношения с региональными элитами разных территорий, что сделает его известным не только в областном центре или же только на селе, а на гораздо большей территории субъекта. И к следующим выборам губернатора в регионе появляются сразу несколько готовых кандидатов.