Военное дело

Готов ли Ким Чен Ын сжечь Запад в ядерном пламени

1 2105

Северная Корея, как заявило информационное агентство ЦТАК, провела очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Хвансон-15». Она упала в воды Японского моря в исключительной экономической зоне Японии в 250 км от северной провинции Аомори, что на острове Хоккайдо. Министр обороны страны Восходящего Солнца Ицунори Онодэра сказал журналистам, что Силы самообороны страны не стали сбивать ее, так как она не угрожала непосредственно территории государства или ее территориальным водам. Премьер Японии Сидзо Абэ инициировал экстренное заседание Совета безопасности ООН, который в очередной раз резко осудил провокационные действия Пхеньяна, нарушающих резолюции Совбеза ООН, запрещающего ему ракетные испытания.

© Ahn Young-joon/AP/TASS

Кому угрожает КНДР

Отреагировал на новое испытание северокорейской ракеты и президент США Дональд Трамп. Он провел телефонные консультации по этому поводу с премьером Японии и президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, где, как передает ТАСС, лидеры трех государств «жестоко осудили безрассудные действия Северной Кореи». 

Трамп сообщил, что происшедшее не изменит подхода его страны к проблеме КНДР. «Я скажу вам одно, - заявил он, - мы позаботимся об этом… с этой ситуацией мы справимся». В свою очередь глава Пентагона Джеймс Мэттис назвал северокорейское испытание «угрозой всему миру, миру в регионе и, конечно, США». По его оценке, Пхеньян «продолжает создавать баллистические ракеты, которые фактически могут угрожать всему миру».

Угрожают ли всему миру северокорейские баллистические ракеты, вопрос спорный. Заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации России Франц Клинцевич, например, считает, что заявление Пхеньяна о том, что его ракеты способны долететь до США, просто очередная провокация и блеф. «Так серьезно напрягать ситуацию все-таки нельзя», - говорит он. Хотя также решительно осуждает руководство Северной Кореи за проведенное испытание. 

Ракетные пуски КНДР пока не угрожают России. На экстренные случай у нас есть надежные ПВО и ПРО, считает он и добавляет, что «Северная Корея в очередной раз проводит провокацию и испытывает терпение мирового сообщества. Действительно, там слишком много уже во всем этом напряжения. Я думаю, что такие действия в нынешних условиях контрпродуктивны, и они могут серьезно отразиться на очень многих процессах в Северной Корее».

В самом Пхеньяне утверждают, что их ракеты угрожают только тем, кто хочет напасть на страну и что только демонстрацией своей ракетно-ядерной мощи они могут предотвратить эту агрессию. Центральное телевидение КНДР заявляет, что в стране завершено создание полноценных ракетно-ядерных сил и «создание государственных ядерных сил реализовало великую историческую задачу, о чем объявил лично Ким Чен Ыр. А ЦТАК подчеркивает, что «северокорейские стратегические вооружения должны защитить страну от «политики ядерного шантажа и ядерной угрозы со стороны США».

© Shizuo Kambayashi/AP/TASS

Вызывающая и угрожающая защита

Защитят ли? Пока защищают. Несмотря на все угрозы со стороны Вашингтона решить северокорейскую ядерную проблему любыми средствами, в том числе и военными, Дональд Трамп отдать приказ на удар по ракетным позициям КНДР или даже по испытательному полигону в провинции Пхенан-Намдо, что расположен недалеко от столицы страны, все еще не решается. Риск слишком велик. В Южной Корее размещены несколько американских военных баз. 

Одна из них Кэмп Хамфриз, например, находится всего в 50 километрах к югу от Сеула. Она включает в себя штабные помещения, взлетно-посадочную полосу, на которую могут приземляться военные самолеты любых типов, а также парки для хранения боевой техники, склады с боеприпасами, даже церковь и поле для гольфа и жилые дома для семей военнослужащих из мотопехотных, танковых и артиллерийских батальонов. Там служат и проживают около 30 тысяч человек.

А еще есть база ВВС Осан в городе Пхёнтхэк с истребителями-перехватчиками F-16 Fighting Falcon и штабом 7-й воздушной армии США. И на западе Южной Кореи, у побережья Желтого моря база ВВС Кёнсан, где дислоцируется 8-е авиационное крыло, известное по названию «Стая волков» с истребителями F-16. 

В Вашингтоне не уверены, что первым массированным авиационно-ракетным ударом, а также пусками крылатых ракет Tomahawk со своих кораблей у берегов Северной Кореи они смогут лишить Пхеньян возможности на ответный удар. Артиллерийский или ракетный. В том числе и на применение КНДР ядерного оружия. Потери для джи-ай могут стать катастрофическими. А этого ни Трамп, ни его министр обороны допустить не могут. 

Население США, его конгресс и сенат этого не простят ни президенту, ни главе Пентагона. Тем более в нынешней очень неоднозначной для американского лидера внутриполитической ситуации. Вот и пытается глава Белого дома решить северокорейскую проблему чужими руками. Намекает российским политикам, что их влияние на северокорейского лидера могло бы способствовать прекращению ракетных и ядерных испытаний, а заодно поможет снять многие экономические санкции, наложенные Вашингтоном на Москву. Давит Трамп и на Китай, настаивая на том, что Пекин – самый близкий Пхеньяну сосед и его самый авторитетный партнер в экономических отношениях должен добиться от КНДР прекращения ракетно-ядерных провокаций.

Но вот, что интересно. Влияние Москвы и Пекина, их экономические и другие санкции (Россия, например, прекратила, в том числе, сотрудничество с КНДР в научной сфере) уже помогло приостановить ракетно-ядерные испытания Пхеньяна на целых 75 суток. Только Вашингтон этим не воспользовался. Не захотел провести прямые переговоры с северокорейским руководством о взаимном компромиссе. Более того, провел вместе с военными Южной Кореи крупные военно-морские учения недалеко от границ территориальных вод Северной Кореи, пригнал к ее берегам ударную авианосную группу в количестве полутора десятка кораблей с сотней истребителей и штурмовиков. Что называется, постарался потушить пожар, плеснув в него ведро бензина.

Какой реакции, спрашивается, ожидал Дональд Трамп, провоцируя гордого и самолюбивого лидера КНДР на ответный ход? Тут, как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

© Ahn Young-joon/AP/TASS

Решение есть, но…

Можно ли решить северокорейскую проблему? В принципе, да. Но, по мнению, многих аналитиков, только наполовину. Вряд ли Пхеньян и его лидер откажутся от своего ракетно-ядерного оружия. Хотя многие страны, в том числе и Россия, не признают притязаний КНДР на звание ядерного государства. А для Северной Кореи оно, как не раз заявляли в руководстве страны, – гарантия суверенитета, независимости и безопасности. 

Там хорошо знают, что у Саддама Хусейна, Муаммара Кадаффи не было ядерного оружия, и что с ними и с их странами сделали США у всех в памяти. Нет такого оружия и у Башара Асада, и уже шесть лет его страну разрывает братоубийственная война с участием запрещенной в России ИГИЛ, поддержанной Соединенными Штатами и монархиями Персидского залива. Если бы не помощь российских ВКС такой страны, как Сирия, уже не существовало бы. В КНДР не хотят для себя такого сценария. А вот от демонстративных испытаний баллистических ракет и ядерных боеголовок там, не исключено, могут воздержаться. Если…

Если США возьмут на себя обязательство не угрожать КНДР войной и сменой правящего режима. Такой взаимообязывающий договор Пхеньян мог бы подписать с Вашингтоном. Но Соединенные Штаты и говорить о таком соглашении не собираются. Несмотря даже на то, что Москва и Пекин в качестве первого шага к нему предложили двум конфликтующим государствам «двойную заморозку» - Пентагон вместе с Сеулом прекращают провокационные учения у территориальных вод Северной Кореи, Северная Корея приостанавливает ракетные и ядерные испытания. Уже даже южнокорейский министр объединения Чо Мён Гён предлагает приостановить совместные учения хотя бы до окончания зимней Олимпиады в Пхёнчхане, чтобы не раздражать Пхеньян. Только этот вариант опять не устраивает Белый дом. Почему? 

Объяснение, увы, простое. Соединенным Штатам выгоден конфликт на Корейском полуострове. Благодаря ему, он может держать свои военные базы в Южной Корее и в Японии, навязывать Сеулу и Токио свои вооружения (кстати, за последние полгода навязал под предлогом защиты от северокорейских ракет той и другой стране свой комплекс ПРО THAAD), подгонять к берегам Северной Кореи, а заодно Китая и России свои ударные авианосные группы с истребителями, штурмовиками и крылатыми ракетами большого радиуса действия на борту… 

Исчезнет, так называемая, «северокорейская угроза», чем будет оправдывать Вашингтон свои присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе?!  Конечно, предлог всегда найдется, да и может быть создан, - мастера такого рода в Соединенных Штатах есть, но пока вот «непредсказуемый Ким Чен Ыр» успешно выполняет для Дональда Трампа и его команды роль азиатского пугала. И президент США со своими союзниками активно использует этот повод. Хотя причина в самой Америке, в ее агрессивной международной политике.

Жители столицы КНДР на площади центрального железнодорожного вокзала во время телевизионной трансляции сообщения об успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-15"

© Jon Chol Jin/AP/TASS

Откуда пошла «Хвансон»

Кстати, несмотря на то, что в Южной Корее заявили, что межконтинентальная баллистическая ракета «Хвансон-15» принципиально отличается от всех предыдущих ракет, которые испытывал Пхеньян, разница между новой ракетой и ее предшественницами – «Хвансон-6», «Хвансон-7», Хвансон-10», «Хвансон-12», «Хвансон-13» и «Хвансон-14» не очень большая. Все они имеют в своей основе жидкостной двигатель, только мощность его увеличивается от ракеты к ракете, а заодно и заявленная Пхеньяном дальность ее полета. От 800 до 10 тысяч километров. Летают ли на такое расстояние эти ракеты – большой вопрос. Испытаний на максимальную дальность северокорейцы не проводили, а обещание достать любую цель на территории США – это пока только слова, которые с мазохистским удовольствием подхватывают и в Вашингтоне, и в Токио, и в Сеуле…

Забрасываемый вес у всех ракет – в районе 500-650 килограмм, что опять же является намеком на возможность доставить к цели ядерный заряд. То, что какое-то ядерное взрывное устройство у Пхеньяна есть, сомнению не подлежит, - доказано неоднократными подземными испытаниями. Но то, что оно может быть помещено в обтекатель баллистической ракеты, стать реальным боезарядом, еще предстоит доказать.

© Снимок с видео/Министерство обороны Южной Кореи/ТАСС

А начиналась ракетная программа КНДР со старого советского оперативно-ракетного комплекса «Эльбрус» Р-17 (Scud-C по западной классификации). Интересно, что Советский Союз никогда не поставлял Пхеньяну свои ракеты. Получила Северная Корея этот комплекс из Египта в 1979-1980 годах в обмен на помощь в войне против Израиля. Скопировав ту ракету, а затем увеличивая ее топливные баки и дальность полета, северокорейские инженеры и конструкторы довели максимальную дальность с 280 км до 800. В девяностые годы прошлого века в Пхеньян, как утверждается, в зарубежной прессе, приехали безработные российские и украинские специалисты-ракетчики. Они и помогли Северной Корее довести разработку «Хвансонов» до нынешних кондиций. Хотя с точностью наведения на цель, умением удерживать ракету на заданной траектории, донести боеголовку до заданной точки у северокорейских военных остаются проблемы. Всех знаний и умений через кордон не увезешь, нужна еще и высокопроизводительная вычислительная техника, а ее у Пхеньяна нет. Потому программное обеспечение для межконтинентальных полетов «Хвансонов» требует серьезной доработки. Нет сомнения, что это в ближайшие годы может произойти, если жесткое давление США на Северную Корею будет продолжаться также, как и сегодня.

Автор — военный обозреватель ТАСС. Специально для «Ридуса». Мнение автора не всегда и не обязательно совпадает с официальной позицией агентства.