Военное дело

Готовы ли Т-90М к противостоянию с Challenger-2 и Leopard-2PL?

0 442423

По данным целого ряда источников в оборонном ведомстве Польши, а также на Уайтхолл, в течение грядущих нескольких месяцев будет реализован первый этап так называемого «бронетанкового экспресса» в рамках расширяемых пакетов военно-технической поддержки ВСУ.

Данный этап предусматривает поставку Украине 12 модернизированных основных боевых танков Leopard-2PL, а также эскадрона (14 машин) британских ОБТ Challenger Mk.2 из состава подлежащих списанию 79 машин наиболее ранних годов выпуска. Они не подпадают под программу модернизации LEP, предусматривающую оснащение 148 Challenger-2 немецкими гладкоствольными орудиями Rh120/L55A1. Также возможность передачи порядка 20 танков Leopard-2A5 рассматривается штаб-квартирой компании Rheinmetall AG и оборонным ведомством ФРГ, о чем сообщают ряд немецких СМИ со ссылкой на компетентные источники.

Совокупное количество поставляемых машин вышеуказанных модификаций может достичь 46 единиц (усиленного танкового батальона). Тем не менее их развёртывания в зоне СВО стоит ожидать не ранее марта — мая 2023 года, что обусловлено необходимостью прохождения более-менее достаточного курса обучения экипажами данных машин (включая получение навыков работы с оптико-электронными / тепловизионными прицельными комплексами и цифровыми системами управления огнём), а также возведения приближенной к театру военных действий сервисной архитектуры обслуживания данных танков.

Отталкиваясь от оперативно-тактической ситуации на украинском театре военных действий, можно прийти к выводу, что распределённые на четыре роты Leopard-2PL/5 и Challenger-2  могут быть сведены в состав 4-й и (или) 17-й танковых бригад ВСУ совместно с польскими PT-91 Twardy и модернизированными чешскими Т-72М1. Вполне очевидно, что вводить в бой данные танки будут во втором эшелоне, делая ставку на истощение боекомплектов и «ликвидацию» элементов динамической защиты «Контакт-5» и «Реликт» наших ОБТ Т-72Б3М, Т-80У и Т-90М в боях с менее защищёнными Т-72М1.

Очевидно, что украинские экипажи сделают ставку на высокую эквивалентную стойкость лобовых проекций башен Leopard-2PL и Challenger Mk.2, а поэтому будут стремиться проводить скоротечные дуэли с сохранением углов безопасного маневрирования +/-30 градусов, после чего будут ретироваться за «экран» рельефа местности (изгибы, возвышенности и так далее).

Приоритетной подстилающей поверхностью оперирования станут шоссе и относительно твердые участки грунтовых дорог на васильевском, токмакском и угледарском направлениях (хотя и Challenger-2, и Leopard-2PL/5 демонстрируют достаточную проходимость и на мягких грунтах).

В данной тактической ситуации особый интерес вызывает дуэльный потенциал этих танков, обусловленный эквивалентной стойкостью лобовой и бортовых проекций (бронеплит башни и корпуса), баллистическими параметрами орудий и бронебойных оперённых подкалиберных снарядов, а также параметрами оптико-электронных дневных и ночных прицельных комплексов.

Основные преимущества модернизированных польских танков Leopard-2PL

Танк Leopard-2PL. © flickr.com

В первую очередь это наличие дополнительных лобовых и бортовых модулей композиционной пассивной защиты башни на керамической основе. Они увеличивают стойкость от бронебойных оперённых снарядов в углах безопасного маневрирования +/-30 градусов с 530–570 до 770–850 миллиметров. Как следствие, башня этих машин неуязвима не только для российских снарядов БОПС 3БМ-44 «Лекало», но и частично для относительно новых 3БМ-59/60 «Свинец-½». Клиновидные модули пассивного бронирования башни штатного Leopard-2A5 имеют немного меньшую стойкость, около 800–830 миллиметров, но всё равно обеспечивают защиту от российских «Лекала» и «Свинца» на дистанциях более 1500 метров.

Вторым преимуществом является интеграция в боекомплект пушки Rh120/L44 новых бронебойных оперённых подкалиберных снарядов DM53 с пробиваемостью до 750–780 миллиметров на удалении 2000 метров. В танковом бою данные снаряды представляют высочайшую угрозу для машин Т-72Б образца 1989 года, Т-72Б3, Т-72Б3М, Т-80БВ и даже Т-80БВМ.

Управляемые ракеты «Инвар-М1» способны вывести из строя данные танки на удалении до пяти километров, но лишь в случае попадания в ослабленную ВЛД / НЛД (нижняя лобовая деталь / нижний бронелист), стойкость которых не превышает 385–430 миллиметров (рельеф местности и застройка не всегда позволяют применять «Инвар-М1» на предельной дальности). Следовательно, единственными танками, способными выдержать попадания снарядов DM53 в лобовую проекцию и продолжать вести бой, являются Т-90А/С, Т-90М «Прорыв-3» и Т-80УД с увеличенной до 830–850 миллиметров стойкостью литой башни.

Танк Т-90М. © mavink.com

В-третьих, это перспективный ночной прицел KLW-1R Asteria c матрицей третьего поколения и дублированием (выводом) изображения на МФИ как командира, так и наводчика. Он способен обнаружить и классифицировать цели на удалении около 5000 метров и не уступает прицелам «Сосна-У» танков Т-90А/С/М, Т-72Б3М и Т-80БВМ, а по качеству изображения незначительно превосходит их.

В-четвёртых, это новые оцифрованные средства защищенной голосовой связи и обмена тактической информацией.

Какие пехотные противотанковые средства могут противостоять польским Leopard-2PL?

Лобовые бронеплиты башни машины защищены от большинства состоящих на вооружении России противотанковых ракетных комплексов. Наличие усиленных модулей пассивной защиты NERA добавляют к уже имеющимся 850–900 миллиметрам ещё 350–400 миллиметров эквивалента броневой защиты, обеспечивая стойкость около 1150–1300 миллиметров.

ПТУР 9М133-1 «Корнет». © naukateh.ru

Преодолеть данную комбинированную бронепреграду способны лишь ПТУР 9М133-1 «Корнет» либо 9М123-2 «Хризантема-С». Бортовые бронелисты башни (также прикрываются модулями пассивной защиты) габаритом 300 миллиметров также могут быть пробиты лишь вышеуказанными типами ПТУР.

При увеличении углов безопасного маневрирования бронелисты становятся уязвимы для ПТУР 9М133 «Корнет» ранних версий, а также ПТУР 9М131М «Метис-М1». С боковых ракурсов башня может быть поражена противотанковыми гранатами ПГ-7ВР с тандемными кумулятивными БЧ, а также из ПТРК «Конкурс-М». Бортовые бронелисты корпуса уязвимы для противотанковых гранат ПГ-9В даже при углах безопасного маневрирования +/-30 градусов к продольной оси канала ствола.

При больших углах бортовые бронелисты корпуса становятся уязвимы для 30-миллиметровых БПС (бронебойных подкалиберных снарядов) «Кернер», выпускаемых из автоматических пушек 2А42/72. ВЛД обладает эквивалентной стойкостью не более 370 миллиметров и может быть пробита большинством типов ручных противотанковых средств, состоящих на вооружении сухопутных войск России.

Насколько опасны британские танки Challenger Mk.2?

Танк Challenger Mk.2. © flickr.com

Коэффициент физического габарита бронеплит лобовой проекции башни ОБТ Challenger Mk.2 составляет 725–900 миллиметров, что с учётом физико-механических качеств наполнителя спецбронирования типа «Чобхэм» обеспечивает эквивалентную стойкость от кинетических снарядов (БОПС) порядка 850–900 миллиметров.

Эквивалентная стойкость бортовых плит башни составляет 800–670 миллиметров в углах безопасного маневрирования +/-30 градусов. Обеспечена защита от наиболее массовых отечественных бронебойных оперённых подкалиберных снарядов 3БМ-44 «Лекало» при обстреле с дистанции более 1000 метров в лобовую проекцию (помимо нижней лобовой детали). Противостоять данной машине с определенной эффективностью способны более совершенные снаряды «Свинец-½» с дистанции менее 1,5 километров (но только при попадании в сектор маски орудия), а также «Вакуум-1» с дистанции менее 3000 метров.

Снаряды семейства 3БМ-60 «Свинец-2» адаптированы к применению из гладкоствольных пушек 2А46М-5 танков Т-90М «Прорыв-3».

Нарезные орудия подлежащих передаче ВСУ танков ChallengerMk.2 с индексом L30A1/L55 обладают заметно более низким верхним пределом допустимого крешерного давления в канале ствола и, невзирая на 5–7-процентное превосходство в кучности ведения огня в сравнении с гладкоствольными пушками, обеспечивают бронебойным оперённым подкалиберным снарядам L27 CHARM3 начальную скорость 1575 метров в секунду и пробиваемость порядка 700–740 миллиметров, что представляет серьёзную угрозу лобовым бронеплитам башни и корпуса ОБТ Т-72Б3М и более ранних модификаций. Динамическая защита «Реликт» танков Т-80БВМ обеспечивает защиту от данных снарядов, но только до инициирования элементов 4С23. Танки Т-90А/М и Т-80У защищены от данных снарядов.

Основной тепловизионный прицел Thermal Observation and Gunnery Sight II (TOGS-II) оснащён ЭОП второго поколения, обеспечивающим показатели обнаружения, классификации и идентификации на уровне «Сосны-У» (4500–5000 и 3500 метров соответственно). Система управления огнём (включая баллистический вычислитель) построена на архитектуре модернизированной версии канадских БЦВМ CDC танков M1A1HC/HA+, что в совокупности с нарезным орудием доводит кучность ведения огня до весьма солидных показателей как с места, так и на ходу при маневрировании.