Последние зимы Петербург сталкивается с очевидным переизбытком снега. Для решения этой насущной проблемы власти города совместно с «Водоканалом» организовали несколько стационарных снегоплавильных пунктов.
Неиссякаемым потоком автомобили со снегом едут в направлении Петергофского шоссе, где расположился один из шести стационарных снегоплавильных пунктов (ССП) в Петербурге. На небольшой площадке перед Финском заливом крутятся мощные роторы-дробилки, напоминающие огромные мясорубки. Буквально за считанные мгновения огромная куча снега из очередного «Камаза» или «Скании» пропадает в недрах этой адской машины.
Внутри на шестиметровой глубине сточные воды по трубам заставляют снег моментально таить. Отходы человеческой жизнедеятельности играют решающее значение в борьбе со снегом. Начальник управления очистки канализационных сетей Олег Савичев, заботливо проводивший экскурсию для «Ридуса», отметил экологичность проекта. На весь комплекс тратится минимум энергии. Чтобы расплавить снег достаточно электричества для снегодробилок. Все остальное делают стоки. Даже в самые суровые холода температура сточных вод составляет 16-18 градусов тепла. Чтобы растопить 1 кубометр снега нужно влить 5 кубометров воды.
Вся эта сомнительного вида масса продолжает свой путь через песколовки – устройства для отлавливания песка и другого сора. Дальше по канализационным трубам жижа попадает в коллектор, откуда направляется на очистные сооружения.
Для обслуживания всей станции требуется лишь 5 работников. Их размеренному труду мешают петербургские поребрики (по-московски – бордюры). Эти элементы уличной среды вместе со снегом по ошибке загружают в кузовы грузовиков, откуда выбрасываются в дробилку. По словам Олега Савичева, такое часто случается, но особого вреда не наносит. Работники станции вынуждены лишь остановить процесс, чтобы вытащить злополучный поребрик из механизма.
Мощность только одного снегоплавильного пункта составляет 7 тысяч кубометров снега в сутки. Чтобы загрузить агрегат работой полностью, потребуется более 450 грузовиков. Пока необходимости в таких объемах нет. «Плавилка» работает лишь в половину мощности. Но грузовики подъезжают ежеминутно. Ночью, когда уборка снега в городе идет более интенсивными темпами, создаются целые очереди из спецтехники.
Пока такие станции охватывают лишь центральную и юго-западную части Санкт-Петербурга. Чтобы решить проблему с вывозом снега в других районах города потребуется строительство еще нескольких ССП. Администрация уже сейчас заказала возведение восеми пунктов в 2013 году в добавок к семи, которые будут обслуживать город к концу этого года. На данный момент «плавилок» определенно недостаточно. К примеру в Москве их уже 35. Но строить их начали немного раньше, чем в северной столице, где на этот опыт решились лишь в этом году. Может быть, в связи с открытием новых станций следующая зима оставит петербуржцам большее приятных воспоминаний, а не только кучи снега тающие до середины апреля. Этой зимой спасти ситуацию сможет, пожалуй, только теплая и бесснежная погода.
Текст: Юрий Истомин
Фото: Александра Чарно