Общество

Граждане и/или политоиды?

1 312

В первую очередь видимо, потому что само понятие политика изначально имело отношение к проявлению гражданственности, в современном понимании его, жителями античных полисов (от др.греч. «политэ» — гражданин, житель города — полиса). Проблема, однако, в том, что полноценной гражданственности у нас так и не случилось за последние два десятка лет, как ни старались на этой ниве обществоведы, политики и деятели СМИ. Смешно. Наверное.
Продолжая жить в обществе, существенными элементами которого являются феодальные по своей природе, отношения, весьма проблематично заявлять о себе как о полноценных гражданах (не жителях городов, как в первоначальном смысле, но как тех, кто определяет своими голосами и действиями саму плоть отношений человек-государство). Не надо также думать, что автор вознамерился, подобно сотням других, «покрошить батон» на существующую власть, на «режим» и т.п. Не надо. Суть общества, что у нас – в «Евр-Азии», что на Западе, одна. Просто там, у них, феодализм представлен более комфортной версией, апгрейд которой происходил чаще, быстрее и, так сказать, предвосхищающе, нежели здесь, на просторах Русской равнины и Сибирской низменности…
Поэтому, предлагаю использовать изобретенный мной по этому поводу эвфемизм политоиды - т.е. «подобные гражданам», как может быть, ни обидно это осознавать. Коль скоро мы, как минимум, не можем (не могли) реально воздействовать на тех, кого реально или «как бы» избрали управлять от нашего имени – от народа, то говорить о том, что мы – настоящие граждане, будет неправдой. Политоиды – да, это ближе к истине, — это те, кто стремится стать гражданами. Именно стремится, поэтому мы и пытаемся докричаться до верхов, чтоб нас не только услышали, но и приняли наше мнение как вектор принятия решений. Гражданину же кричать не нужно, отлаженный механизм работает исправно, и только в тех случаях, когда происходит сбой, улицы заполняются «рассерженными сообществами», дабы те, кого избрали, не зарывались. Мы же пока находимся в стадии некоего дистресса, когда стресс не заканчивается, а длится, не давая возможности переформатировать отношения. Чем и пользуются все кому не лень, от «про-навальных» до «про-путинских».
На самом же деле есть надежный рецепт, гарантирующий почти наверняка чуткое взаимопонимание народа и власти, граждан и их избранников. Рецепт это описан в книге американского мыслителя и писателя-фантаста Роберта Шекли «Билет на планету Транай».
Фабула такова: главный герой, уставший бороться за свои права против местных, американских ЖКХ-служб и правительственных организаций, игнорирующих его законные требования, улетает на другую планету в поисках справедливого общества. Были времена, когда не только в России «чиновники сосали кровь» из тела народного бюджета, но даже США не избежали этого позора. Так вот, к чему я: в этом фантастическом рассказе утопического характера описано решение проблем – и с выбором мэров, и с коррупцией во власти, и c очковтирательством мелких чиновников перед чиновниками вышестоящими, а именно: «Все государственные служащие носят медальон — символ власти, начиненный определенным количеством специального вещества. Заряд контролируется по радио из Гражданской приёмной. Каждый гражданин имеет доступ в эту приёмную, если желает выразить недовольство деятельностью властей». Как только количество негативных отзывов о деятельности избранника на высоком посту превысит некую допустимую норму, заряд в медальоне автоматически приводится в действие.
Притом что для Шекли юмор свойственен как никому (да, кстати, и фильм бы получился нескучный!), после прочтения все же не очень смешно. Гарантированная, но весьма радикальная эффективность подобного решения не может не настораживать. Мы и так не очень уравновешенный народ, а тут еще лодку призывают раскачивать…
И всё же мнится мне, что проскочим мы по краю, не взирая на НАТО, саудитов, турков и китайцев, на Киссинджера с Бжезинским и на прочую геополитическую сволочь как внутри, так и снаружи, и определим для себя тот оптимальный вариант гражданского контроля над властью, который, может быть, гармонично вберет в себя опыт копного древнерусского права, Советов народных депутатов, какими их видел В.И. Ленин и нарождающейся облачной демократии сетевых пространств.
Потому как улетать нам, в отличие от героя рассказа, некуда. Но и продолжать жить в условиях прогрессирующего неофеодализма, или, как его красиво обозвал Йенс Зигерт – «состязательного авторитаризма», становится невозможным. Политоиды должны вырасти в политэ – в граждан, а видимость управления – в реальный его процесс. Хочется верить, что сейчас, на наших глазах, это и происходит, а те фракции элиты, что еще конкурируют между собой за политическое влияние, вдруг могут остаться в пустоте, лишившись самого объекта этого влияния. Нас с вами.

В первую очередь видимо, потому что само понятие политика изначально имело отношение к проявлению гражданственности, в современном понимании его, жителями античных полисов (от др.греч. «политэ» — гражданин, житель города — полиса). Проблема, однако, в том, что полноценной гражданственности у нас так и не случилось за последние два десятка лет, как ни старались на этой ниве обществоведы, политики и деятели СМИ. Смешно. Наверное.
Продолжая жить в обществе, существенными элементами которого являются феодальные по своей природе, отношения, весьма проблематично заявлять о себе как о полноценных гражданах (не жителях городов, как в первоначальном смысле, но как тех, кто определяет своими голосами и действиями саму плоть отношений человек-государство). Не надо также думать, что автор вознамерился, подобно сотням других, «покрошить батон» на существующую власть, на «режим» и т.п. Не надо. Суть общества, что у нас – в «Евр-Азии», что на Западе, одна. Просто там, у них, феодализм представлен более комфортной версией, апгрейд которой происходил чаще, быстрее и, так сказать, предвосхищающе, нежели здесь, на просторах Русской равнины и Сибирской низменности…
Поэтому, предлагаю использовать изобретенный мной по этому поводу эвфемизм политоиды - т.е. «подобные гражданам», как может быть, ни обидно это осознавать. Коль скоро мы, как минимум, не можем (не могли) реально воздействовать на тех, кого реально или «как бы» избрали управлять от нашего имени – от народа, то говорить о том, что мы – настоящие граждане, будет неправдой. Политоиды – да, это ближе к истине, — это те, кто стремится стать гражданами. Именно стремится, поэтому мы и пытаемся докричаться до верхов, чтоб нас не только услышали, но и приняли наше мнение как вектор принятия решений. Гражданину же кричать не нужно, отлаженный механизм работает исправно, и только в тех случаях, когда происходит сбой, улицы заполняются «рассерженными сообществами», дабы те, кого избрали, не зарывались. Мы же пока находимся в стадии некоего дистресса, когда стресс не заканчивается, а длится, не давая возможности переформатировать отношения. Чем и пользуются все кому не лень, от «про-навальных» до «про-путинских».
На самом же деле есть надежный рецепт, гарантирующий почти наверняка чуткое взаимопонимание народа и власти, граждан и их избранников. Рецепт это описан в книге американского мыслителя и писателя-фантаста Роберта Шекли «Билет на планету Транай».
Фабула такова: главный герой, уставший бороться за свои права против местных, американских ЖКХ-служб и правительственных организаций, игнорирующих его законные требования, улетает на другую планету в поисках справедливого общества. Были времена, когда не только в России «чиновники сосали кровь» из тела народного бюджета, но даже США не избежали этого позора. Так вот, к чему я: в этом фантастическом рассказе утопического характера описано решение проблем – и с выбором мэров, и с коррупцией во власти, и c очковтирательством мелких чиновников перед чиновниками вышестоящими, а именно: «Все государственные служащие носят медальон — символ власти, начиненный определенным количеством специального вещества. Заряд контролируется по радио из Гражданской приёмной. Каждый гражданин имеет доступ в эту приёмную, если желает выразить недовольство деятельностью властей». Как только количество негативных отзывов о деятельности избранника на высоком посту превысит некую допустимую норму, заряд в медальоне автоматически приводится в действие.
Притом что для Шекли юмор свойственен как никому (да, кстати, и фильм бы получился нескучный!), после прочтения все же не очень смешно. Гарантированная, но весьма радикальная эффективность подобного решения не может не настораживать. Мы и так не очень уравновешенный народ, а тут еще лодку призывают раскачивать…
И всё же мнится мне, что проскочим мы по краю, не взирая на НАТО, саудитов, турков и китайцев, на Киссинджера с Бжезинским и на прочую геополитическую сволочь как внутри, так и снаружи, и определим для себя тот оптимальный вариант гражданского контроля над властью, который, может быть, гармонично вберет в себя опыт копного древнерусского права, Советов народных депутатов, какими их видел В.И. Ленин и нарождающейся облачной демократии сетевых пространств.
Потому как улетать нам, в отличие от героя рассказа, некуда. Но и продолжать жить в условиях прогрессирующего неофеодализма, или, как его красиво обозвал Йенс Зигерт – «состязательного авторитаризма», становится невозможным. Политоиды должны вырасти в политэ – в граждан, а видимость управления – в реальный его процесс. Хочется верить, что сейчас, на наших глазах, это и происходит, а те фракции элиты, что еще конкурируют между собой за политическое влияние, вдруг могут остаться в пустоте, лишившись самого объекта этого влияния. Нас с вами.