Общество

Гражданская интервенция в общественный совет по добыче никеля в Воронеже

0 189

20 апреля в Воронежской областной Думе прошло заседание общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений. И хотя мероприятие имело все шансы остаться узко-экспертной пресс-конференцией нескольких геологов, общественность смогла озвучить свою позицию и включиться в работу совета.
Те, что постарше, за -
С того момента, как при содействии правозащитников и общественных активистов было прервано замалчивание проблемы начала разработки медно-никелевых месторождений, общество разделилось на две группы с разными точками зрения: копать и не копать. Мнения участников встречи также поляризовались. Представители власти и экспертов-геологов и -металлургов, приглашённых на совет, придерживаются первой позиции; общественность и учёные, оставшиеся за кадром, - второй. Это стало очевидным сразу после начала встречи, тему которой обозначили: «Комплексное освоение месторождений цветных и благородных металлов Воронежского региона в условиях экологических ограничений». Для тех, кто с трудом считывает столь длинные названия, поясню. Ключевое слово, интересующее в этом вопросе власть - «освоение»; а «экологические ограничения» — это общественность с ее замечаниями: «Осторожнее, рядом Хоперский заповедник», «Могут пострадать крупные запасы питьевой воды», «У области есть ещё шанс стать аграрным регионом» и т.д.

Стоит отметить, что организаторы собрания подошли к его проведению весьма своеобразно. Приглашённые на совет до последнего момента не знали о его полном составе. Они увидели друг друга только за круглым столом, где чудом оказались представители большинства сложившихся вокруг этой проблемы инициативных групп. Повестка собрания также была не ясна. Ее первым пунктом, в итоге, стало включение в совет всех желающих из числа собравшихся. Т.е. кто попал в этот день в областную Думу, тот и вошёл в совет. Не самый прозрачный метод, но хоть какой-то доступ, чем воспользовались гражданские антикоррупционеры, правозащитники и экологи, как Анатолий Кравченко и Елизавета Стурова.

Председатель совета, член-корреспондент РАН, завкафедрой минералогии и петрографии ВГУ Николай Чернышев пояснил своё видение ситуации: «Мы с Вами должны построить этот рудник». С его точки зрения, копать надо, но делать это необходимо максимально безопасными методами: никакой открытой разработки, никаких окатышей — только шахта. Профессор выразил свою обеспокоенность тем, что до сих пор у него нет никакой технической документации по этому вопросу: «Я не видел ни одной бумаги, которая пошла на конкурс. Мы не знаем, с какими картами они работают? Почему я должен о Норильске говорить, а не Урал в пример приводить?» Учёные социологи и политологи отметили, что проблема разработки затронет также социальную сферу, в которую также необходимо вкладываться: строить жилье для привезённых рабочих, детские сады, выравнивать уровень доходов населения по отношению к зарплатам шахтеров. «Знаете какие зарплаты в Норникеле?» - мечтательно спросил Чернышев. То, что из всех кампаний, подавших заявки на тендер, упомянали на встрече только одну, настораживает. Но в победе именно этой кампании на торгах 15 мая не сомневаются даже разработчики недавно утверждённой Стратегии социально-экономического развития Новохоперского района. Они включили упомянание об интересах "Норникеля" в текст официального документа, что очень похоже на торчащие уши какого-то коррупционного сговора.

Наталья Звягина, директор антикоррупционного сетевого кабинета «Трансперенси интернешнл - Россия» озвучила на встрече предложение общественности об установлении 30-летнего моратория на добычу никеля в регионе, который можно ввести либо путем проведения референдума, либо через принятие специального закона. Ученые предположили, что качественная подготовка к добыче может растянуться на 10-15 лет естественным образом. В целом, по дискуссии было заметно, что власть и эксперты опасаются возможного референдума по этой проблеме, поскольку статистика показывает высокий процент негативного отношения граждан к ресурсной экономике. Очевидно, что в ближайшее время нам будут рассказывать с экранов и через местные СМИ о пользе никеля для организма. Представитель белгородской металлургии Виктор Григорьев начал это на встрече, прямо и жестко: «Без никеля не будет денег. Видели какие в Белгороде дороги и какие в Воронеже?»
Вот этот одаренный мужчина. Теперь-то мы точно знаем, не будет никеля - не будет денег. Такая простая формула... Как же Маркс до нее не допетрил. Эхх, химию ему надо было учить.
Прошедшее мероприятие стало первым общественным заседанием в органе власти после поствыборных протестов с требованием обратной связи и более широкого вовлечения общественности в принятие решений. О том, что общество изменилось и с ним придётся считаться, напомнила доцент кафедры политологии и социологии ВГУ Елена Зюзина.

По завершении Совета всем его членам было предложено направлять в ОблДуму предложения по работе нового общественного органа, а также по другим вопросам, касающимся разработки Никеля. Константин Рубахин, лидер общественной организации «В защиту Хопра» оказался самым подготовленным и передал пакет предложений, а также обращение к губернатору прямо на встрече.