Общество

Гражданская оборона. Как челябинских девушек учат отбиваться от маньяков

2 714

Универсальный солдат и его клуб

В небольшом, но уютном спортивном зале с сосредоточенным видом наматывают круги девушки, одетые преимущественно в форму цвета «хаки». Помещение — типичное место, где школьники занимаются физкультурой. Слева установлена желто-зеленая шведская стенка. Большие окна завешены маскировочной сеткой все той же военной окраски. На длинной скамье, выкрашенной в зеленый цвет, ждут своего часа боксерские перчатки. Семь девушек делают разминку.
Я ожидала, что увижу бой-баб. Солдатов Джейн. Накаченных, брутальных, способных стоя на руках, задушить любого мужика — в стиле Сони из «Мортал Комбат». Реальность выписала апперкот по моим стереотипам. Никакого отряда убийц, никаких изучающе-испытующих взглядов.
У Ольги, показывающей нам упражнения для разминки, и вовсе улыбка Мона Лизы. Девушка расслаблена и уверена в себе. Она уже три года ходит на курсы самообороны: записалась сразу же, как начала встречаться с их основателем, Евгением Абанькиным.

— В обществе думают, что женщина — слабая, и защищать ее должен мужчина, — рассуждает Ольга. — Но мы живем в непростое время, и мужчина не всегда рядом. Даже если у тебя есть пара, нужно владеть базовыми навыками обороны. И понимать, что твоя задача в паре в случае драки — не мешать.

Евгений тут же подхватывает. Он говорит, что зачастую женщина не просто не помогает, она еще и провоцирует конфликт. Истеричным поведением, матерными возгласами. А бывает, что оказывается балластом, из-за которого проигрываешь.

— Не раз был свидетелем: идет пара, пьянь подходит, мужик адекватно реагирует, готов отпор дать, — вспоминает тренер. — А дамочка вешается на руки, кричит: «Не надо родной, не надо!». В это время мужика уже благополучно месят. Дамочка этого не понимает, но в итоге и он с выбитыми зубами, и она. Так может и отбился бы… Лучше всего, конечно, помочь. Сумкой, газовым баллончиком. И не надо надеяться, что муж или парень — супермен. Женщине самой порой любопытно проверить, как себя поведет ее спутник. А ему взяли и башку пробили. И потом думай в больнице, почему ты не кричала и не привлекала внимания.

Евгений — крепкий коренастый мужчина с жестким взглядом и переломанным носом. В свои 36 он превратился в универсального солдата. В 13 лет пришел в секцию каратэ, которое в силу своего полулегального характера называлось «секцией юного десантника». Потом — тхэквондо, потом — русский стиль. В нулевых — филиппинское боевое искусство. Система самообороны, которую он преподает в клубе, это коллаборация всех стилей, которые Евгений изучил.

«У нас бьют!»

До отработки боевых действий нам еще два круга «гусиным шагом». Мы разрабатываем спину и «прокачиваем» вестибулярный аппарат. Для нетренированного человека это сплошное издевательство. Быстрый шаг плюс молниеносное вращение вокруг себя. Через несколько десятков шагов в глазах начинают плясать звездочки. Я глубоко вдыхаю, выдыхаю и встаю в пару с Олей.Мы учимся вырываться из захвата. Одна методика, одно движение. Раз за разом. Я чувствую себя малышом Дре из фильма «Карате-пацан», которого герой Джеки Чана сутками напролет заставляет надевать куртку, снимать, бросать на пол, поднимать, вешать, снимать, надевать, бросать и так по кругу. Нудно, методично, но, как показал финал голливудского боевика, — очень эффективно. Алгоритм должен встроиться в мозг, чтобы в экстренный момент работала не память, а инстинкт.
— Задача тренинга — сделать ситуацию максимально штатной, — продолжает Евгений. — В боксе человек привыкает получать в морду, когда он пропускает удар на улице — ничего страшного не происходит. У него сломан нос, кровь течет, но он тут же отвечает сам. Есть единоборства, где не практикуются спарринги. Человек отработал все удары, но его не били. И если ему на улице бьют кулаком в лицо, то он впадает в ступор! Потому что для него это непривычно. Мы ситуацию разбираем и отрабатываем. Так что будьте готовы, у нас бьют!


Психологическая готовность

Меня обманули. Тренировка была посвящена уходу от конфликта и обороне. Это один из самых простых и начальных этапов курса. Спарринги и настоящие драки — дальше.
Занятия цикличны, поэтому присоединиться можно в любой момент.

15-летняя миниатюрная блондинка Катя — самая младшая девушка в группе, пришла четыре месяца назад. Один подонок напал на нее с ножницами, пытался отобрать деньги. Тогда она закричала и убежала, сейчас бы действовала иначе. Родители знают о тренировках Кати и поддерживают ее. Но не все девушки решаются признаться родным в необычном спортивном хобби.

— На меня напали поздно вечером, ударили в глаз, хотели забрать велосипед, — с неохотой вспоминает рыжеволосая 37-летняя Ксения. — Я закричала, злоумышленник испугался и сбежал. Я не стала говорить дома ни о нападении, ни о клубе самообороны. Хочу уберечь их от этого.

Евгений показывает, как освободить руку от захвата, как уйти от нежелательного объятия. Все просто. Если какой-то придурок решил вас приобнять или придушить, надо резко присесть, одновременно сделав выпад ногой ему за спину, и уйти от контакта.

То, что лучшая защита — нападение — это чушь. Никто остервенело не мутузит мужской манекен с изображенными на нем болевыми точками, никто не бьет коленом в яйца. На что я, кстати, тоже рассчитывала, начитавшись приключений Аомамэ из 1Q84 Харуки Мураками.

— Я могу вам показать все болевые точки, но в стрессовой ситуации вы их не вспомните без надлежащей наработки, — продолжает курс молодого бойца Евгений. - Женщины не должны сражаться с мужчиной на равных, надо объективно оценивать силы. Зачастую 50-килограммовая девушка может побить здорового мужика, только если он пьяный, желательно лежит, а еще лучше спит и связан.

Евгений много шутит, но в нем ощущается бескомпромиссность. Чувствуется, что он может замесить врага без особых душевных метаний. Это называется психологической готовностью к бою. Его цель — привить ее своим ученицам. Чтобы они смогли всадить дверной ключ в глаз маньяку в темном подъезде, если он на них нападет. Не задумываясь о том, что эта сволочь может сотворить и что уже сотворила. Большинство не смогут. При лучшем раскладе бросят связку в лицо и попытаются убежать. Кому-то даже повезет...

После основной тренировки мы садимся на скамейку и мысленно перебираем содержимое наших сумочек. Оказывается, многое может стать неплохим оружием. Если, конечно, вы готовы психологически…


Теория запорожца

— Вот стоят два автомобиля: мерседес и запорожец, темное время суток. Кому стекла выбьют? Как вы думаете? — любопытствует Евгений и, услышав от меня неправильный ответ, самодовольно качает головой. — Лет 10-15 назад остановочные комплексы строили из профнастила. Они были исписаны и загажены. Сегодня они качественные и дорогие. Их почти никто не портит. В психологии то же самое. Ты можешь внешне выглядеть, как мерседес, но ты будешь запорожцем. Затравленный взгляд, неуверенная походка, скованные движения. Ты не живешь, а выживаешь. Ты боишься, а значит, уже моделируешь ситуацию. Люди, которые идут на ограбление, которые по натуре хищники чувствуют это, как собаки чувствуют страх. Поверь, стекла выбьют не мерседесу, а запорожцу.

Евгений кивает своей теории, задумывается и, откопав новую мысль, продолжает.

— Внутренняя свобода — это другая плоскость, но она очень важна. Есть курсы выживания. Городского жителя забрасывают, скажем, куда-то в тайгу. Он пытается выжить, какое-то пропитание себе найти, еще что-то... А кто-то в этих условиях живет всю жизнь и для него это абсолютно нормально. Такой тип людей и в зоне будет жить, и в армии. Он адаптируется под ту среду, в которую его помещают обстоятельства. А еще и подгоняет ситуацию под себя, и на самом деле меняет мир! Человек, который выживает, пытается подстроиться под условия окружающей среды. В школе его бьют, он пытается договориться с теми, кто его бьет, услужить, угодить. Его продолжают бить, продолжают унижать, после школы — армия, потом — работа, коллеги ни во что не ставят, жена. Он запорожец. Чтобы им не стать, нужно спокойно воспринимать мир и адекватно реагировать на его угрозы, а не пытаться убежать…

Женский клуб самообороны — это школа жизни. Где девушки, вооруженные поговоркой «Береженого Бог бережет» или столкнувшиеся с насилием, учатся уходить от угроз повседневности. Три раза в неделю они проходят курс молодого бойца и переламывают хребет своим слабостям. И если когда-нибудь уйти от конфликта не удастся, приобретенные инстинкты и навыки помогут им выжить.


Их учитель — Евгений Абанькин. Универсальный солдат, на лице которого сохранились печати многочисленных драк и 90-х. Он мог бы работать с элитной публикой, мог бы даже разбогатеть. Вместо этого Евгений тренирует девушек в зале для уроков физкультуры за 900 рублей в месяц.
Я спрашиваю, зачем? Он разочарованно улыбается. Мол, не понимает, глупая, что я просто помогаю девушкам почувствовать себя в безопасности, вношу свою лепту в улучшение мира. Я улыбаюсь в ответ. Наверное, это здорово. Пока есть идеалисты, Вселенная не рухнет.

Соня Гудим, специально для VIP74.ru