Политика

Гражданской войне на Украине исполнился ровно один год

18 1286

Одним из самых страшных проклятий в древности на Востоке считалось пожелание для человека, чтобы ему довелось жить в «интересные времена». Эпоха перемен для некогда мирной страны обернулась, как это часто бывает, не переменами к лучшему, а эпохой испытаний и вооруженного противостояния.

7 апреля прошлого года случилось два знаменательных события, разделивших чертой не только политическую жизнь страны, но и судьбы миллионы людей. После нескольких недель неопределенности, когда еще существовала надежда, что все разногласия утрясутся путем политического компромисса, была провозглашена Донецкая Народная Республика.

«Провозглашение суверенитета стало сигналом, как это ни странно прозвучит, для народов всего мира, которые желают освобождения от угнетения чуждым им государственным образованиям, — считает лидер движения „Битва за Донбасс“ Алексей Живов. — Перед нами ситуация, при которой русские меньшинства (и даже не меньшинства) проживают на территории бывших советских республик, рассеяны по миру, а этот акт народного волеизъявления, который прошел сначала в Крыму, потом в Донецке, открыл эру воссоединения народов и земель. Эти события действительно эпохальные. По сути, поставили весь мир перед необходимостью пересмотра основ международного права, в условиях новых реалий».

Провозглашение независимости и последующие референдумы в ДНР и ЛНР не лишены смыла. В итоге, Донецк как минимум обретет самостоятельность, сможет сам решать свою судьбу, говорить на своем языке, будет вести свою экономику.

1 Митингующие у здания Областной государственной администрации Донецка. © РИА Новости

В этот же день и. о. президента Украины Александр Турчинов в телевизионном выступлении заявил, что против протестующих людей украинские власти будут проводить «антитеррористические мероприятия». Именно с этой даты ведет свое начало пресловутая «АТО», вылившаяся в полноценную войну Киева с Донецком и Луганском.

После обострения обстановки в регионе, 12 апреля группа Стрелкова вошла в Славянск, флаги Донецкой Народной республики были подняты над Артемовском и Краматорском. А уже на следующий день, 13 апреля пролилась первая кровь, в результате перестрелки на блокпосту погибли ополченец и офицер СБУ капитан Геннадий Биличенко.

В этот же день, 13 апреля новоявленный министр внутренних дел Украины Арсен Аваков объявил о создании «стабилизационных спецподразделений» на основе гражданских формирований по всей территории страны. Не особенно надеясь на армию, украинские власти бросились спешно сколачивать «добровольческие батальоны».

Несмотря на напряженную обстановку, настоящих боестолкновений на тот момент еще не было и после 13 апреля люди больше не гибли. Это нужно было немедленно исправить, чем и занялся спешно прилетевший 22 апреля в Киев вице-президент США Джо Байден.

2 Джо Байден © Las Vegas Sun/Steve Marcus/Reuters

Джо Байден, демонстративно усевшись в кресло, занимаемое президентом Украины, сделал три важные вещи.

Во-первых, выдал ярлык на княжение Петру Порошенко, сразу обозначив для украинского истеблишмента, что конкуренция на грядущих выборах может и должна быть ради видимости демократии, но ни в коем случае не мешать его планам. Иными словами, американский вице-президент назначил Порошенко на должность украинского президента. При формальном разнообразии кандидатов никакого реального выбора у украинского народа в этот момент не стало, так как ни за кем другим не было такой поддержки, как у дорвавшегося до власти владельца конфетных фабрик.

Во-вторых, украинским властям была обещана экономическая поддержка, в том числе и помощь по снижению энергозависимости Украины от России. Без этого ни о какой войне с кем-либо для сотрясаемой экономическим и политическим кризисами стране не могло бы идти и речи. Правда оговорились, что вопрос энергозависимости решается не одним днем, месяцем и даже не одним годом, поэтому украинцам в случае проблем придется потерпеть. А вину за их проблемы очень удобно возложить на Россию.

И в третьих, самое важное — украинским властям был выдан карт-бланш на любые действия против несогласных с ними. Всё то, за что цивилизованный мир яростно критиковал диктаторов и даже поднимал вопрос о вооруженном вторжении с целью смены власти — бомбежки и артобстрелы мирных городов, всё это 22 апреля для Киева стало безнаказанным.

Лозунг, который на Украине очень часто муссировался в конце зимы 2014-го: «Армия лишь единожды может выстрелить в свой народ. После этого она стреляет в чужой народ» был немедленно забыт и уже 24 апреля украинская армия подошла к Славянску…

Все происходящее после этого лучше всяких слов передает ролик Артема Гришанова:

За прошедший год война на Донбассе только по официальным подсчетам унесла свыше 6 тысяч жизней, счет раненым пошел на десятки тысяч, а пострадавшим и беженцам на сотни тысяч. Неофициальные подсчеты увеличивают число раненых и погибших на порядок. 

Однако этот год если чему и научил противоборствующие стороны, так это лишь ненависти друг к другу и лишил иллюзий о невозможности произошедшего. История показывает, что для того, чтобы от идеи «войны до победного конца» общество перешло к концепции «мира любой ценой», требуется несколько лет тяжелых испытаний, и судя по всему дорога к миру на Украине пройдена еще не вся. Факты нарушения перемирия отмечаются на линии соприкосновения сторон едва ли не каждый день десятками и конфликт исчерпанным назвать пока еще нельзя.

А значит древний тезис «Si vis pacem, para bellum», «Хочешь мира — готовься к войне» для непризнанных республик по-прежнему актуален. Хочется надеяться на лучшее, что второй год их существования станет мирным и конструктивным, но готовиться следует к худшему, к тому, что это будет второй год испытаний, второй год войны.