Культура

Гречка и зуб мамонта: как мастер создает ножи из уникальных материалов

0 18918

Российский мастер Александр Васильев настолько освоил искусство изготовления ножей, что его работы начали пользоваться популярностью даже у голливудских звёзд.

В повседневной жизни мы постоянно используем ножи, будь то канцелярские, перочинные, хирургические или же кухонные. Этот инструмент помогает человеку уже на протяжении тысячелетий. Когда-то ножи были настоящими произведениями искусства: их создавали под конкретные цели и с неповторимым дизайном. Сейчас же у большинства населения Земли на кухнях и в мастерских лежат ножи, сделанные преимущественно на каком-нибудь заводе бездушным механизмом. Они дешевы, прекрасно режут и хорошо лежат в руке, но в них уже нет того индивидуализма, который был присущ лезвиям прошлого.

Однако это не значит, что соответствующее мастерство кануло в небытие. Ярким доказательством этого являются работы мастера из Москвы Александра Васильева. К своим неполным 25 годам он успел опробовать разные профессии, однако в итоге он нашёл себя в создании ножей ручной работы.

Мастер рассказал гражданскому журналисту «Ридуса», почему решил заняться подобным, как вместе с командой в общей мастерской он создаёт уникальные творения, почему он и его коллеги в своей работе используют настоящие зубы мамонта и кто из голливудских звёзд уже имеет на своих кухнях их творения.

Решение заняться ножами было принято года три назад, когда я впервые встретил своего товарища Юрия, который всегда интересовался ножами. Почему? Возможно это связано с тем, что меня разочаровала профессия. Я захотел чего-то нового, полностью противоположного моему офисному образу жизни. А может, просто захотелось хоть раз по-настоящему рискнуть, доверившись своей интуиции. На тот момент я не думал о таких вещах, я просто почувствовал, что это будет круто и весело, — объяснил собеседник. © Vasverblades

По его словам, никаких специальных курсов он не проходил — был только базис, который осваивался на мастер-классах. В основном же всё познавалось путём проб и ошибок. Как отметил Александр, ему повезло, что у его товарища Юрия был уже опыт создания ножей и огромная теоретическая база.

Поначалу я обучался у Юрия самым основам, потом мы уже обучались вместе: от ножей из старых напильников и рессор советских авто до сверхдорогих азотистых ножевых сталей. Все обучение сводилось к бесконечному поиску информации: много читал на различных ножевых форумах, смотрел много видео на YouTube, задавал вопросы в ножевых группах и общался с опытными мастерами. Меня очень выручало знание английского языка, так как большого количества информации на русском языке попросту нет. Стоит отметить, что никто не хочет свободно делиться своими знаниями. И это понятно: любой новичок в один прекрасный день может стать конкурентом. Поэтому дать совет еще могут, но вот обучать и наставлять — это совсем другая история, — говорит мастер.

По признанию Александра, у него и его коллег по мастерской было много сложных работ: танто из нержавеющей дамасской стали, катана-гитара, разные ножи с невероятно трудной геометрией и т. д. Однако самым сложным, как это часто бывает, был всё же первый по-настоящему серьезный заказ.

Катана-гитара. © Vasverblades

«Это был нож с лезвием 240 мм и рукоятью из рога оленя. Никогда его не забуду. Сейчас мы бы сделали его играючи, даже бы не придали значения, но тогда… не было ни таких умений, ни такой техники, ни даже понимания, что делаем. Всё ковалось почти на коленях, закалялось в маленькой газовой печи, спуски делались на ужасном гриндере — это был настоящий вызов. Мы были не готовы, но решили идти до конца и справились».

Самым сложным в своей работе он считает «кадры, кадры и еще раз кадры». Два человека не могут осилить полноценную мастерскую, поэтому сейчас их восемь человек. Он отмечает, что найти готового мастера практически нереально. Даже если у человека есть двадцатилетний опыт создания ножей за плечами, не факт, что он способен работать в уже имеющемся темпе. Ну, а главное, по его словам, состоявшиеся ножеделы очень не любят делать вещи, которые не отвечают их представлениям об эстетике. Александр постоянно получает отказы от людей, которым готов платить в два раза больше их текущего заработка, лишь потому, что они не хотят делать так, как хочет клиент.

© Vasverblades

«Создание ножа начинается с эскиза и выбора материала, в зависимости от того, чего хочет клиент. Можно использовать натуральные и искусственные материалы, стали с различными свойствами и т. д. Работа, как правило, начинается с создания клинка, его термообработки и выведения геометрии, затем следует рукоять, шлифовка различными абразивами, и самым последним этапом идёт заточка. Мы используем самые разные материалы».

© Vasverblades Стабилизированная гречка, из которой делалась рукоятка ножа. © Vasverblades © Vasverblades

Как указал Александр, ножевые мастера — настоящие новаторы в плане использования самых необычных и безумных материалов.

© Vasverblades Стабилизированные еловые шишки? Да. Стабилизированные рога или кости? Почему бы и нет. Дерево, стабилизированное дерево, драгметаллы, метеориты, драгоценные камни — и так можно часами говорить. Например, стабилизированный зуб мамонта на самом деле давно и широко используется. Очень популярный материал среди русских мастеров. И да, это настоящий зуб мамонта. Почему стабилизированный? Тут все достаточно просто: это подразумевает, что материал проходит через процесс заполнения всех пор полимерами (анакрол, эпоксидная смола, метилметакрилат), и материал приобретает дополнительные свойства: становится прочнее, менее подвержен разрушению от внешних источников, становится красивее за счет добавления красителей, и т. д., — объясняет собеседник.

Мастер подчёркивает, что материалы для работы команды берутся только у проверенного поставщика, который себя давно зарекомендовал среди ножевого сообщества и имеет все необходимые разрешения. При этом в работе не используются материалы, которые явно пользуются спросом среди браконьеров: слоновая кость, клык тигра, коготь белого медведя. Что касается, например, зуба мамонта, то он, прошедший стабилизацию, уже не считается ископаемым. Здесь речь о готовом изделии. Это подобно истории с золотом: слитки и уже готовые изделия подпадают под разные нормы.

© Vasverblades

«Покупают эти ножи самые разные люди: начиная от работников сфер питания и заканчивая богатыми бизнесменами, которые увлекаются охотой. Даже сформулировать единый образ не могу, настолько разные люди. Хорошие ножи ведь всем нужны. Основные клиенты у нас из США. В этой стране культ ножей, и для них нож — это такой же необходимый инструмент в хозяйстве, как, скажем, молоток или отвертка. А так покупают отовсюду: Англия, Германия, Китай, Япония, Новая-Зеландия, Бразилия, Австралия, Нигерия, ОАЭ и т. д. Нет на карте такой страны, куда бы я не послал нож».

© Vasverblades © Vasverblades

Любимой работой мастера является его самый первый нож, сделанный из куска старой рессоры от «Москвича». Он до сих пор лежит у него на кухне и «служит верой и правдой».

В целом у нас есть много необычных историй, связанных с работой. Как-то мы делали нож для американца, который одевается в повседневной жизни как пират. В магазин, на работу. Этакий капитан Флинт. И он хотел кухонный нож, который можно носить как саблю с навершием. Сказано — сделано. Из последнего достижения — ножи для американской актрисы Хлои Морец. Она заказывала наши работы через свой Instagram. Стабилизированный зуб мамонта (синий). © Vasverblades