«Китай теми темпами, которыми он сегодня создает альтернативную энергетику, будет потреблять… примерно до 45 процентов меньше традиционных источников энергии. Это уголь и углеводороды», — сказал Греф в последний день работы 7-го Гайдаровского форума в Москве.
«Сегодня точно можно сказать, как говорят — каменный век закончился не потому, что закончились камни, — точно так же можно сказать, что нефтяной век уже закончился. Будет ли его остаток, не знаю сколько — 10 лет, пока вся инфраструктура электромобилей будет развернута в должной степени», — считает глава крупнейшего российского банка.
«Когда я в первый раз сел в автомобиль Tesla, я понял, что это будущее, к сожалению, настало раньше, чем мы его ждали, как всегда», — добавил Греф.
Никакой смены эпох в ближайшие годы не произойдет, и сдавать бензиновые автомобили в металлолом торопиться не надо, не согласен с Грефом профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев.
«По оценкам Международного энергетического агентства, в мире ежедневно добывается около 95 млн баррелей в день. При этом избыток нефти сейчас составляет порядка 2 млн баррелей. Но прогноз Грефа совершенно взят с потолка», — сказал Григорьев «Ридусу».
Профессор объясняет свою уверенность тем, что до того времени, когда гибридные или полностью электрические «мобили» станут производиться в промышленных масштабах, пройдет не один десяток лет. Как минимум до 2040 года доля нефти в мировом потреблении энергоресурсов будет составлять более 25% — по сравнению с 45% в середине 1970-х. Тогда скачок цен на нефть заставил страны-импортеры искать альтернативные источники энергии.
Век нефти закончился в том смысле, что в мировом энергобалансе доля нефти прекратила увеличиваться, все-таки соглашается Григорьев. Сейчас экономика развитых стран растет без соответствующего увеличения потребления нефти или даже при его сокращении.
По-настоящему прогноз Грефа станет реальностью лишь тогда, когда на электромобили в массовом порядке пересядут Китай и Индия. А до того еще пройдет лет 25, в течение которых нефть будет постепенно вытесняться с рынка энергоносителей, полагает Григорьев.
Хотя в историческом масштабе несколько десятилетий могут считаться одним мгновением. Ведь и первобытные люди не в один день сменили каменные топоры на бронзовые.