Экономика

Гринпис предлагает лишить права добывать нефть компании «Русвьетпетро» и «Лукойл-Коми»

6 414

Разлив стал одним из самых масштабных за последние годы: по оценкам местных жителей, в реку Колва попало не менее 500 тонн нефти. Разлив, начавшийся примерно 22 мая, не ликвидирован до сих пор, хотя на уборке задействованы до 100 человек и 30 единиц техники.

Сотрудники Гринпис обследовали место происшествия. Уборкой занимаются не только специалисты, но и обычные местные жители на собственных лодках. У компаний и местной администрации оказалось недостаточно ресурсов, и они предложили жителям самим убирать нефть за плату – 10 тысяч рублей за каждую бочку (200 литров нефтепродуктов). Местный предприниматель Иван Мольков перевозит собранную нефть на собственной барже, вот уже больше 10 дней по 10-20 тонн ежедневно. Значительная часть нефти до сих пор не убрана, загрязнение скапливается на кустарниках по берегам реки. Поставленные боны не остановили распространение разлива: тяжелая нефть плывет по всему объему воды, под заграждениями. Загрязнение по реке Усе уже дошло до Печоры, а значит, со временем попадет в Баренцево море.

Масштабность разлива – это во многом вина профильных ведомств, которые начали работу только спустя три дня после появления нефти и до сих пор пытаются занизить масштаб аварии.

Активисты Комитета спасения Печоры обратились к губернатору региона Вячеславу Гайзеру с требованием объявить в районе села Колва режим чрезвычайной ситуации регионального или федерального уровня: по их оценке, ущерб превысил 5 млн рублей, пострадало более 50 человек, а последствия могут затронуть две области. По действующему законодательству, чрезвычайная ситуация должна быть объявлена уже при попадании в водоем более 5 тонн нефти. «Жители не имеют права на компенсацию ущерба, более того, их никто не информирует о мерах предосторожности», – пишет в своем обращении Комитет спасения Печоры.

Официальная версия, по которой причиной утечки стал прорыв трубы предприятия «Русвьетпетро», не выглядит убедительной. Нефти пролилось так много, что вполне вероятно, свой вклад внес и крупнейший нефтедобытчик региона – «Лукойл-Коми». К тому же порывы труб в Усинском районе у «Лукойла» случаются регулярно: вокруг Колвы Гринпис обнаружил множество свежих разливов.

«Русвьетпетро» - совместное предприятие российской «Зарубежнефти» и вьетнамской PetroVietnam. Примечательно, что обе компании, виновные в катастрофическом разливе, стремятся осваивать арктический шельф.

«Зарубежнефть» в мае этого года подала заявку на получение лицензий для разработки ресурсов Баренцева моря. PetroVietnam ведет переговоры о совместной добыче нефти в Печорском море с «Роснефтью». «Лукойл» только что получил лицензию на работу на шельфе Норвегии. Если эти компании не способны справиться с аварией на материке – как они могут гарантировать безопасность работ в экстремальных условиях Арктики?