СМИ Спорт

Громкий хлопок Василия Уткина

5 1894

Скандал с Канделаки действительно стал медийным событием, в летний период вызвав резонанса не меньше, чем переходы каких-то известных игроков в другие команды.

В какой-то момент даже подумалось, что все это — красивое шоу бывалых блогеров — а что, хороший повод привлечь к новому проекту повышенное внимание — поскандалить слегка. Вполне так шоубизово. Но Василий, судя по новому посланию, весьма серьезен. Это называется у тех же комментаторов, любящих штампы (сам Уткин, кстати, их старается избегать) «хлопнуть дверью». И пока в ушах еще слышен шум этого хлопка, стоит внести пару слов своих «болельщицких».

Помню, как Уткин появился в 90-е на бодро-зелёном и амбициозном НТВ. Он стал сам хорошим «плюсом», дополнением к заветной тарелке, вещавшей по 10 футболов на дню. Его оценили за оригинальность, свежесть мышления, нестандартность и достаточно качественный юмор. Были и те, кого Уткин бесил — прям откровенно. И почему бесил — тоже понятно — к этому лучше всего подходит слово «слишком». Он в некотором смысле вне шаблонов, хотя порой мог сказать такое, что действительно мотивировало на спор и возмущение. Тем не менее, Уткин со своими проектами был явлением, а программа «Футбольный клуб» — хорошим продуктом на фоне унылого вещания на других каналах.

Но время идет, Василий пережил уже не одно поколение футболистов, прокомментировав их юниорские успехи, а потом и закат карьеры. Его цитировали, его ждали, его же и ругали. А теперь он заявляет об уходе, да еще и накинув хорошенькие такие сгустки негатива в сторону Канделаки.

Сейчас, неожиданно для широкой общественности, во главу нового спортивного канала поставили Тинатин Гивиевну. Она тоже личность известная, популярная и тоже воспринимается неоднозначно. Про неё тоже говорили «слишком умная», «слишком наглая» и т. д. Она не делала спортивных каналов, но она приступает к проекту, отодвигая, казалось бы, неподъёмного уже Уткина. Вернее, он отодвигается сам, громко ругаясь…

И вроде бы столько голосов поддерживает Василия, и столько ругает Тину. Что же будет дальше?

— А НИЧЕГО!

В том смысле, что ничего не изменится. Появится «Матч-ТВ», пойдёт вещание, бодрые и амбициозные журналисты станут освещать новые события, раскрывать новых звёзд и провожать старых.

Уткин сетует на стиль, на уныние и банальность. Но стоит честно подумать вот над чем — а что нужно народу, широкой федеральной аудитории? Нужны ли людям отсылки к «Улиссу» или Прусту, когда «Реал» разворачивает позиционное нападение? Нужно ли иносказание и тонкие эпитеты, или нужно говорить, какой номер в какую сторону побежал?

Напомню, у нас эталоном комментаторского искусства считается Николай Озеров, который уж скорее не подошёл бы уткинскому стилю. Вот так, если просто текст взять, без подписи об авторстве — он бы тоже был назван банальным. Что поделать — на «Шансон года» собирается в разы больше людей, чем на симфонические концерты, на главном государственном канале программа «Три аккорда» собирает рейтинги покруче тех же уткинских трансляций, «Поле чудес» — по сути, коллективное разгадывание кроссворда с песнями и плясками у барабана — живет четверть века и будет жить еще. 

Станет ли при всем при этом Уткин серьезной потерей для телевизионной аудитории? То то же… 

Да и вряд ли его путь с хлопаньем дверью повторят другие известные и популярные комментаторы — Тина Канделаки на ТВ не первый день и уж точно у разбитого корыта не окажется.