В завершении текущего года российские грузоперевозчики столкнулись с проблемами, которые способны привести к банкротству значительной части компаний в 2025 году, тогда как оставшиеся на рынке будут вынуждены повысить стоимость своих услуг на 20%. Таковы данные, предоставленные Ассоциацией автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «Российской газете». Основные трудности связаны с увеличением ставок лизинга до 26%, ростом утилизационного сбора на импортные транспортные средства на 50%, а также с удорожанием топлива и технического обслуживания автомобилей. Совокупное воздействие этих факторов привело к увеличению себестоимости перевозок на 10% в течение года, при снижении тарифов на 8,8% вследствие сокращения спроса.
Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», отметил, что транспорт эффективно эксплуатируется первые шесть лет, тогда как средний возраст грузового автопарка в России достигает 20 лет. Согласно заявлениям финансового директора компании ПЭК Романа Ромашевского, в 2023 году средний лизинговый платеж за тягач составлял 190 тысяч рублей, а к началу 2025 года он может увеличиться до 370 тысяч рублей. Операционный директор компании Dentro Илез Хамурзиев сообщил, что утилизационный сбор на иностранные седельные тягачи достиг 2,5 миллионов рублей, а на тягачи с полуприцепом — миллиона. В результате таких условий вернуть вложения в закупку техники практически невозможно, считает он.
С начала года было изъято 16 тысяч транспортных средств по причине отсутствия платежей по лизингу, и, по оценкам экспертов, этот показатель будет расти. Проблему усугубляет дефицит кадров и общее снижение их профессионального уровня. Ассоциация также отмечает, что 90% рынка грузоперевозок в России приходится на компании, имеющие менее десяти автомобилей в своем распоряжении, и низкая рентабельность вынуждает все больше операторов работать в неформальном сегменте рынка.