Как-то так сложилось, что существуют некоторые табуированные темы, упоминание которых тут же влечет за собой град критики и обвинений. В то же время, табуирование определенных тем чаще всего превращается в удобную ширму, прикрываясь которой циничные деятели продолжают обделывать свои делишки без помех со стороны общественности. Ну что ж, давайте все же начнем называть вещи своими именами.
Давайте проанализируем факты. В Российской Федерации существует 21 республика. В десяти из них (включая Дагестан, где представители коренных народов в совокупности своей составляют около 90% населения) представители титульной нации составляют более половины (или около того) населения; главами ВСЕХ таких субъектов РФ являются представители титульной нации. Некоторые из национальных республик, где большинство населения составляют представители других национальностей – те же Адыгея (адыгейцы составляют 25,2%) или Башкирия (башкиры - 29,5%) и т.д. - также возглавляют представители титульной нации. Такая ситуация никогда ни у кого не вызывает никаких вопросов.
Теперь давайте обратимся к другим субъектам РФ. По итогам переписи 2010 г. крупнейшим по численности населения субъектом РФ является Москва с долей русского населения 91,6%. Вторым по численности субъектом является Московская область (русские - 92,9%). Эти цифры могут вызвать улыбку у москвичей, хоть иногда выходящих на улицу, но они взяты из официальных итогов всероссийской переписи населения 2010 г. - http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/
Мэром г. Москвы, как нам всем прекрасно известно, с 2010 г. является С. Собянин, за назначение которого проголосовали 32 из 32 депутатов-единороссов в Мосгордуме. В настоящее время операция «назначение губернатора» проводится в Московской области, по плану которой преемником Б. Громова становится С. Шойгу, бессменно возглавляющий МЧС еще с 1991 года (до 1994 г. ведомство называлось Госкомитет по ЧС).
Доморощенные политологи и эксперты наперебой обсуждают позитивные и негативные последствия назначения Сергея Кужугетовича. Но никто не говорит о главном. Почему именно С. Шойгу назначается на пост губернатора Подмосковья?
Мотивы Кремля абсолютно понятны. Практика назначения на ключевые посты представителей национальных меньшинств совсем даже не нова. Как правило, это делается для того, чтобы ограничить возможности превращения высокопоставленных чиновников в самостоятельных политических лидеров, а также перехода их же в стан оппозиции. И механизм гарантии лояльности таких чиновников очень прост: принадлежность чиновника к национальному меньшинству + ксенофобия.
Несмотря на велеречивые речи государственных и общественных деятелей, ежегодные празднования победы над фашизмом, отмену «пятой графы» и прочие мероприятия, призванные подчеркнуть торжество интернационализма в нашей стране, факт остается фактом. Ксенофобия в той или иной форме свойственна значительной части населения России (как и всех остальных стран мира). При помощи же подконтрольных СМИ даже зачатки ксенофобии у среднестатистического обывателя за очень короткий срок могут быть превращены в патриотический пыл негодования к «инородцу, посмевшему посягнуть на устои Отчизны». И власти это прекрасно понимают, с удовольствием назначая на ключевые посты представителей национальных меньшинств…
В бывших республиках СССР такая практика получила большое распространение. Еще в далеком 2005 году президент Украины В. Ющенко отправил Кабмин Ю. Тимошенко в отставку и назначил на пост премьер-министра этнического бурята Ю. Еханурова. Эту практику с удовольствием продолжил В. Янукович, назначивший после своей победы на президентских выборах 2010 г. на пост главы правительства своего давнего соратника (полуэстонца-полурусского) Н. Азарова, постоянно являющегося объектам нападок со стороны оппозиции по причине незнания украинского языка. И Украина вовсе не является единственным примером. Так, премьер-министром Казахстана с 2007 г. является К. Масимов, уйгурские корни которого не дают покоя казахским национал-патриотам.
Я уверен, что большинство москвичей и жителей Московской области с уважением относятся к коми-пермякам и манси, тувинцам и эвенкам, как, впрочем, и к представителям всех остальных коренных народов России. Однако, политика двойных стандартов и расстановка во главе крупнейших регионов страны представителей национальных меньшинств, продиктованная циничным стремлением гарантировать их лояльность в будущем, недопустимы и оскорбительны как для общественности, так и для самих назначенцев.
P.S.
Нельзя, кстати, не отметить тот факт, что Кремль ни разу даже для виду не пытался назначить представителя нетитульной нации руководителем какой-либо из республик Северного Кавказа. Почему же? А пусть попробуют, к примеру, назначить Сергея Кужугетовича главой Чечни или Ингушетии…