Подведены итоги 11-го Открытого российского фестиваля кино и театра «Амурская осень», проходившего с 14-го по 22-е сентября в Благовещенске. В общем и целом призы распределены адекватно представленной программе. Особая благодарность жителей края – Яне Поплавской, привёзшей сюда 32 тонны гуманитарного груза.
Учитывая, что в своих отчётах с фестиваля мы больше внимания уделяли театру (представленному в Приамурье в виде свежих антрепризных спектаклей), с театральных призов начнём и сейчас. Они, в принципе, не удивили. Жюри под председательством Александра Ширвиндта отдало Гран-При добротному комедийному «Поцелую удачи» (реж. Александр Васютинский), а приз за режиссуру - Игорю Мочалову (Касилову) за не менее добротную и тоже комедийную постановку «Жены на двоих». Между этими спектаклями распределились и актёрские награды: женская – Людмиле Артемьевой, мужская – дуэту Петра Красилова и Игоря Касилова. Накануне "Ридус" уже писал об этих работах, выставив им положительную оценку – на общем фоне они и правда смотрелись необычайно выгодно.
Александр Ширвиндт, кстати сказать, со сцены отметил, что спектакли были «неоднозначные», и в свойственной ему ироничной манере не преминул похвалить местных жителей, способных терпеливо досидеть до конца «какой-то бодяги»! На последующем вскоре банкете он употребил в отношении увиденного не менее выразительное слово «жуть». Что тут добавить, особенно если принять во внимание тот факт, что приз продюсера фестиваля Антона Калюжного ушёл наипошлейшему спектаклю «Любовь по-итальянски» (реж. Семён Стругачёв). Если это приз от продюсера фестиваля, нечего и говорить об уровне остального конкурса; о вкусах, конечно, не спорят, в данном случае им просто сочувствуют.
Писали мы и о другом представленном в программе спектакле Александра Васютинского - «Мужчина моей мечты»; ярко сияющая в его ансамбле Наталья Бочкарева получила от жюри приз за лучшую роль второго плана. А вот подробнее рассказать о «Воспитании Риты» пока не довелось – даже несмотря на то, что руководил данной постановкой знаменитый режиссёр Кшиштоф Занусси. Ему жюри выписало Специальный приз - «за неожиданное раскрытие актёрских индивидуальностей». Однако сей жест стоит воспринимать не более как элементарную вежливость по отношению к классику: режиссура здесь оставляет ощущение, что прославленный мэтр зашёл на репетиции от силы два раза. В самом начале он бегло расставил мизансцены (тот сидит слева, та справа, дверь по центру). А в самом конце уже посмотрел, как артисты разучили диалоги. После чего, наверное, покраснел, побледнел и махнул рукой безнадёжно: мол, делайте, что хотите. Поверить в то, что дело обстояло как-то иначе, невероятно трудно. Хоть здесь и передают слова Занусси о том, что спектакль рассчитан на воспитанного, интеллигентного зрителя, которому тоже хочется развлечений, результат, мягко говоря, не сильно соотносится с поставленной перед создателями задачей.
Если в двух словах, это очередная перепевка «Пигмалиона» (пьеса Уилли Расселла, 30 лет назад экранизированная с Майклом Кейном), только не такая бойкая, не такая филигранная. К университетскому профессору записалась на занятия простоватая парикмахерша, решившая повысить свой интеллектуальный уровень; мало-помалу ей это удаётся. Вот это мало-помалу и составляет всё действие спектакля: она приходит, они о чём-то говорят, она уходит, затемнение, аплодисменты, следующая сцена. Сюжет откровенно топчется на месте, движения почти никакого нет (причём не только физического, но вроде и умственного), актёры раз за разом повторяют одну и ту же мысль (разве что разными словами). А играют Фёдор Добронравов и Ирина Медведева – которые вроде бы и стараются что-то изобразить (особенно она старается), но вряд ли эти попытки можно причислить к особо удачным, так как в целом пространство для манёвра весьма ограничено… Короче, скука смертная – да ещё и с антрактом.
При этом поразительно, что высокое жюри, в которое также входили актрисы Ирина Муравьёва и Ирина Мазуркевич, режиссёры Леонид Эйдлин и Андрей Дрознин, журналист Александр Ярошенко, не сочло возможным хоть как-то отметить спектакль Павла Сафонова «Старший сын», традиционную, но качественно поставленную и сыгранную драму. Очевидную неловкость попробовал исправить непосредственно фестивальный оргкомитет, отметив эту работу своим собственным Специальным призом.
Однако пора перейти к кинопрограмме, судить которую, напомним, взялись актриса Елена Яковлева, режиссёр Валерий Пендраковский, оператор Евгений Давыдов, продюсер Анна Пендраковская, киновед Сергей Тримбач. Председатель киножюри, режиссёр Янис Стрейч, традиционно отметив, что «фестиваль – это игра», что решение – это не главное, а главное – это общение, сам факт того, что «мы можем быть вместе», назвал обладателя Главного приза имени Валерия Приёмыхова. Им оказался действительно очень хороший фильм «Жажда», за который мы болели ещё на «Кинотавре». Режиссёр Дмитрий Тюрин приехать в Благовещенск, к сожалению, не смог, но успел записать видеообращение, в котором не только поблагодарил за награду, но и сказал, что она ему дорога тем более, что военную службу он проходил как раз в Амурской области – и снимая фильм, держал в голове образы именно своих тогдашних друзей, отправившихся потом на войну. Двух актёров, воплотивших эти образы на экране, Михаила Грубова и Романа Курцына, жюри отметило призом за лучшую мужскую роль.
Другие награды распределились следующим образом: лучшая режиссура – Андрей Стемпковский, фильм «Разносчик»; лучший сценарий – Юрий Быков, «Майор»; лучший оператор – Олег Лукичёв, «Иван сын Амира». Обладательницей приза за лучшую женскую роль стала дебютантка Таисия Крамми, сыгравшая в фильме «Море» деревенскую девушку, влюбляющуюся в приехавшего на побережье снимать документальный фильм паренька. Кстати сказать, вручавший одну из наград украинский кинокритик и сценарист Сергей Тримбач отозвался об увиденном им российском кино в том плане, что вот «изнутри» его принято вовсю ругать, в то время как «извне всё гораздо лучше»: в целом наши новинки ему понравились.
Остальные награды носят статус «общественных»: Специальным призом оргкомитет фестиваля отметил актёра Алексея Шевченкова за роль в фильме «Иуда», президент «Амурской осени» Сергей Новожилов в свою очередь отдал награду «Разносчику» Александру Плаксину, Приз зрительских симпатий достался социально-значимому фильму на тему наркомании «Меня это не касается», снятому в полудокументальной манере священником из Новосибирска Александром Новопашиным. Глава администрации города Благовещенска Павел Березовский подарил актёру Ивару Калныньшу в связи с прошедшим недавно юбилеем гитару. Печальнее всего получилось с так называемым «Призом прессы» (на самом деле, призом «Российской газеты», потому как прочие присутствовавшие на фестивале журналисты ни в каком опросе по данному поводу не участвовали). Его вручили Владимиру Аленикову за «Войну принцессы» - только вот представительница газеты, получив в руки диплом, прочла со сцены «Владимир Диников», что подсказало, что и эту фамилию, и это название она увидела в первый раз в жизни.
Но всё-таки главной наградой вечера стал Приз губернатора Амурской области Олега Кожемяко, присуждённый им актрисе и телеведущей Яне Поплавской – но не за профессиональное мастерство, а за человеческие качества, выразившиеся в неоценимой помощи пострадавшим в случившемся недавно в Приамурье наводнении. Люди боролись со стихией два месяца, в зоне поражения оказались сто тысяч человек, и как отметил губернатор в своём выступлении, «артисты и сейчас доказали, что они всегда вместе с народом». Поплавскую зал наградил стоячей овацией – она доставила сюда 32 тонны гуманитарной помощи (детское питание и одежда), задействовав для этого четыре гражданских самолёта и один военный борт. И будет ещё: «Зиму переживём», - сказала актриса. На это надеются и жители края.
Также напомним, что 10% собранных во время фестиваля средств будут перечислены пострадавшим от стихии местным работникам культуры, а в дни «Амурской осени» артисты побывали со своими выступлениями в 16-ти пострадавших районах, которые находятся в трёх, в четырёх, а то даже и в девяти часах езды от Благовещенска.
См. также:
«Мы с вами, мы здесь»: началась «Амурская осень»
«Сухоруков в «Старшем сыне» сыграл короля Лира»
«Амурская осень» показала, что такое антреприза сегодня»