Политика

Хамон и «балаболы»: «мясной патриотизм» больше не работает

6 117923

Трагические события минувшего воскресенья в Шереметьево не смогли полностью затмить набирающего силу в соцсетях флешмоба, призывающего к бойкоту продукции российского производителя мяса «Мираторг». О своем намерении игнорировать этот бренд уже завили многие известные люди — в их числе бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, радиоведущий Александр Плющев, журналист Василий Уткин, политологи Евгений Минченко и Аббас Галлямов. Их примеру последовали и некоторые предприниматели.

Отбирают последнее

Всеобщее возмущение вызвала неудачная попытка владельца агрохолдинга «Мираторг» Виктора Линника объяснить нашумевшую инициативу Национальной мясной ассоциации о запрете российским гражданам ввозить из-за рубежа молочную и мясную продукцию для личного пользования. Производители мяса считают, что такая мера поможет предотвратить распространение африканской чумы свиней. Однако россияне, которые из-за санкций столкнулись не только с резким скачком цен на мясомолочную продукцию, но и с падением качества доступной еды, такое предложение почему-то не оценили: оно встретило крайне негативную реакцию и шквал комментариев в социальных сетях.

Еще бы: практически последнее отбирают. Так россияне скоро совсем забудут вкус нормальной еды и станет совсем просто впаривать им пальмовый сыр и мясо, выращенное на анаболиках.

Линник в ответ посоветовал общественности «думать о развитии собственной страны, а не о хамоне и пармезане». «Из ничего истерику закатили, балаболы», заявил он и объяснил, что «хамон нужно есть в Испании, брезаолу в Италии, пармезан — во Франции». Очевидно, Линник забыл, что родиной пармезана является не Франция, а все та же Италия, но общего смысла («все в сад») это не меняет.

Однако, по данным Национального агентства финансовых исследований в 2018 г. за рубеж выезжал только каждый десятый россиянин. По сравнению с предшествующими годами количество таких счастливчиков сократилось более чем втрое. Ну, а количество тех, кто может позволить себе гастротур на родину брезаолы, похоже, и вовсе попадает в разряд статпогрешности — вместе с самим Линником. На этом фоне его рекомендация звучала, подобно известному предложению перейти на пирожные, раз уж хлеб кончился.

© pixabay.com

На шее у государства

Забавно, что все эти предложения нам пришлось услышать от предпринимателя, получавшего и получающего беспрецедентную государственную поддержку.

Почему я считаю, что собственник «Мираторга» особенно должен следить за языком и демонстрировать уважение к налогоплательщикам, — рассуждает Евгений Минченко. —  Потому что это крупнейший в стране получатель государственной помощи в сфере АПК. 

Действительно, на протяжении последних полутора десятилетий в непрозрачное хозяйство, учрежденное кипрскими офшорами, закачивались настолько нереальные деньги и на таких «шоколадных» условиях, что все вокруг только диву давались.

По некоторым оценкам, на долю «Мираторга» приходилось около 80% всех государственных отраслевых субсидий, которые финансируются из бюджета, подсчитали «Новые Известия». Издание вспоминает, как в 2014 года на заседании Брянской областной думы разразился скандал. «Региональные депутаты оказались почти на грани шока, когда узнали, что из 1,419 млрд руб. субсидий, выделенных мясным сельхозпредприятиям Брянской области, 1,4 млрд руб. получил «Мираторг».

То есть, спонсируя Мираторг власти обрекли на гибель всех остальных производителей региона: в сельском хозяйстве без дотаций просто не выжить.

Логичным — в России, по крайней мере — объяснением такого неиссякающиего потока бюджетных щедрот можно считать совпадение фамилий владельцев агрохолдинга братьев Линников и супруги премьер-министра Дмития Медведева Светланы, которая в девичестве также была Линник. Сами Линники какую бы то ни было родственную связь всегда отрицали. Но, что примечательно, теперь отмежеваться поспешили уже в Белом доме — «в связи с некорректными публикациями».

Скрепы vs хамон

Тем временем, в профессиональной группе «Пиарщики и маркетологи» в соцсетях самый обсуждаемый вопрос минувшей недели — «Что можно сделать для главы «Мираторга»? Большинство участников обсуждения сходятся на том, что тут уже ничем не поможешь, остается только посыпать голову пеплом.

На самом деле скандал вряд ли повлияет на бизнес Мираторга, справедливо замечает Минченко. А если и повлияет, то незначительно: бизнес этот зависит не столько от потребителей, сколько от финансовой поддержки государства.

Но с другой стороны, заявление Линника — еще один сбой в и без того расшатанной коммуникации между околовластным бизнесом и рядовыми гражданами. При этом очевидно, что именно сбой: сам Линник явно апеллировал к пресловутому «глубинному народу», который запрещенкой и разными там хамонами не балуется. Само слово «хамон», напомним, стало нарицательным именно после 2014 года. Тогда, ассоциируя санкции с отказом от премиальных продуктов, официальная пропаганда старалась показать: пострадает только богатая часть населения, традиционные для небогатых людей продукты потребления производятся в России.

Однако затяжное — на протяжении нескольких лет — падение уровня жизни подавляющего большинства россиян привело к тому, что патриотические шаблоны перестают работать. И становится очень непросто объяснить — почему все вокруг должны жить плохо ради того, чтобы ты смог жить еще лучше.