Кажется что сама природа дала людям совочек и песочницу для реализации своих желаний и амбиций. Выходы серого крупнозернистого гранита в сердце плоскогорья Декан, наличие водных артерий и плодородная почва привлекали сюда людей с I в н.э.
Огромные валуны, называемые по-научному мегалиты, играючи раскиданы по огромной территории словно детальки от конструктора Лего. Некоторые из них нагромождены друг на друга самым необычным образом. По легенде эти камни принес сюда обезъяноподобный полубог Хануман, герой эпоса Рамаяны.
На самом деле, причина кроется в тектоническом прошлом этого региона. Толщина земной коры в этом районе относительно невелика. Магматические процессы много миллионов лет назад вынесли из жерла Земли множество интрузивной (магматической) горной породы – гранита.
С 1336 по 1565 гг здесь располагалась столица Виджаянагарской империи – Виджаянагар или «город победы». Империя занимала территорию современных штатов Андхра-прадеш, Карнатака и Тамилнаду.
Понятие «очень древний» нельзя применить к разрушенному городу Виджаянагару, однако находясь среди обломков почти 400-летней империи ни на минуту не покидает ощущение, что стоишь на руинах некогда могущественной античной цивилизации народов Месопотамии.
Когда-то здесь проживало почти полмиллиона человек, и это был один из крупнейших городов Индии.
Величайшего развития здесь достигли разнообразные ремесла, литература, музыка и архитектура. Бесчисленные путешественники со всего света напрасно пытались описать чудеса Виджаянагары.
"Город Виджаянагар такой, какого никогда не видели глаза, и уши никогда не слышали ни об одном городе, похожем на этот, на всей земле", - писал персидский путешественник Абдул Раззак в XV века н.э.;
спустя почти 100 лет португальский путешественник написал: "Город расположен как Милан, но не на равнине... Он кажется мне вторым раем".
Это стойбища слонов. В каждом загоне могло находиться несколько животных, а погонщики жили в соседнем здании.
Возникает разумный вопрос: «Как же мастера резали и обрабатывали прочный и плотный гранит»? Многие псевдоученые утверждают, что эти огромные валуны древние народы резали лазером или невероятными космическими технологиями.
На самом деле здесь применялся обыкновенный закон физики. Сначала в мегалитах выдалбливали небольшие пазы, образующие линию раскола. Затем в эти углубления закладывали дерево, пропитанное горючей смесью. После того, как дерево прогорало, паз обливали холодной водой и мегалит давал относительно ровную трещину.
Вдоль дороги тянется «тысяча колонн». Их назначение доподлинно неизвестно. Остается полагать, что раньше здесь находились крытые торговые ряды для городского рынка.
Некоторые уцелевшие храмы украшены полыми «поющими» колоннами на которых играли палочками из сандалового дерева. Говорят, что мелодичные звуки распространялись на несколько километров.
Это настоящий шедевр резчиков по камню – гранитная колесница. Сейчас видно, что в упряжке стоят слоны. Однако раньше на их месте были лошади.
Пруд для сбора дождевой воды. Накопленная в этом резервуаре вода скорее всего подавалась в купальни и храмы.
При правителе Деварайе II империя достигла необыкновенного могущества и совершала крупные завоевательные походы в Бирму (Мьянму) и Цейлон.
Период Виджаянагара ознаменовался расцветом литературы и искусства дравидийских народов.
Особенно детально обработан черный гранит.
В 1565 году Виджаянагарская империя потерпела колоссальное поражение на реке Кришне от трёх сплоченных исламских султанатов, оставшихся от главного противника – Брахманидского Султаната. Рама Рая – последний правитель империи был захвачен в плен и обезглавлен, а столица государства была разрушена. Многочисленные жители Виджаянагара были убиты и ассмимилированы захватчиками.
Всего за месяц войска султаната уничтожили все крупные индуистские храмы. Завоеватели рассматривали поклонение образам Бога как оскорбление религии и идолопоклонство.
Исключение составил только храм Вирупакши посвященный индийскому божеству Шиве. По преданиям, навстречу мародерам выбежала самая обыкновенная свинья, которая считается на Востоке грязным животным, и обратила грозных воинов в бегство. Надвратная башня на входе в храмовый комплекс называется гопурам. Гопурам Вирупакши возвышается над комплеком на 48 метров и богато украшен скульптурами и резьбой по камню.
Сейчас храм Вирупакши собирает туристов со всего мира и является одним из культовых мест для индуистов. Самым крупным праздником является свадебный фестиваль Вирупакши и Пампы, ежегодно празднуемый в декабре.
Хампи – это необыкновенный симбиоз могучих сил природы и непобедимого разума человека. По сей день в Хампи продолжаются археологические раскопки, обнаруживаются всё новые реликвии и храмы. Путешественникам, фотографам и просто ценителям истории рекомендую приезжать сюда на несколько дней, чтобы погрузиться в эту неповторимую атмосферу вечности.