Экономика

Heineken и Unilever обвинили в нарушении обещаний покинуть Россию

0 2022

Более тысячи крупных международных компаний весной 2022 года обязались покинуть Россию или, по крайней мере, резко сократить свое присутствие, но некоторые из них до сих пор остаются в стране. В том числе такие известные фирмы, как Heineken, Unilever, Philip Morris International и производитель печенья Oreo Mondelez. В интервью CNN профессор Йельского университета Джефф Зонненфельд, который почти полтора года назад составил список «уходящих» корпораций, обвинил их в нарушении обещаний и заявил, что тем самым они «самосожгут свои собственные бренды».

В качестве наиболее яркого примера Зонненфельд приводит Heineken. В марте 2022 года голландский пивоваренный гигант удостоился похвалы за обещание уйти из России, однако, по данным Йельского университета, спустя 16 месяцев у Heineken все еще есть семь пивоварен и 1800 сотрудников в России. Мало того, с тех пор компания запустила ряд новых брендов в стране, поглотив долю рынка, образованную уходом других крупных пивных брендов.

По мнению исследователей, Heineken «продолжает тянуть время с фактическим выходом под предлогом того, что ожидает одобрения российских регулирующих органов для ее продажи», тогда как другие крупные компании, в том числе BP и ExxonMobil, пошли на огромные убытки, чтобы выполнить свои обязательства по уходу из России.

В заявлении для CNN представитель Heineken заявил, что компания «привержена уходу из России», прекратила продажи бренда Heineken в стране и нашла потенциального покупателя своего бизнеса в РФ, но эта потенциальная сделка, представленная российским властям в апреле 2023 года, все еще ожидает одобрения регулирующих органов. Компания стремится избежать банкротства или национализации, чтобы «защитить средства к существованию наших людей», говорится в заявлении Heineken.

Мороженое Unilever и закуски Mondelez

В марте 2022 года гигант по производству снеков и конфет Mondelez пообещал сократить «все второстепенные виды деятельности в России, помогая поддерживать непрерывность поставок продуктов питания». Компания заявила, что сосредоточит свою деятельность на «базовых предложениях».

Но, по оценкам Йельского университета, она не проявляет «ощутимых признаков продвижения к выходу» и продолжает вести бизнес в России даже несмотря на бойкоты, которые обрушились на Mondelez со стороны европейских бакалейных лавок и других предприятий, отказывающихся заказывать и хранить продукцию компании. Mondelez в июне заявила, что свернула свою деятельность и приостановила запуск продуктов и расходы на рекламу в России.

Unilever, в числе прочего производящая мыло Dove, мороженое Ben & Jerry’s и чай Lipton, обязалась продавать в Россию только товары первой необходимости. Тем не менее, по словам команды Зонненфельда, компания по-прежнему продает мороженое Cornetto и другие потребительские товары. Unilever сослалась на свое февральское заявление, в котором пояснила, что уйти из России «непросто» без передачи активов правительству или причинения вреда местным работникам.

Киевская школа экономики и Агентство морального рейтинга, организация, которая отслеживает обещания компаний уйти из России, оценивают поддержку российской экономики со стороны Unilever примерно в 712 миллионов долларов в год.

Шоколадные батончики Nestle и сигареты Philip Morris

© unsplash.com

Nestle в прошлом году также пообещала продавать в России только «основные» продукты, такие как детские смеси. Тем не менее исследователи из Йельского университета обнаружили, что производитель шоколадных батончиков KitKat, растворимого кофе Nescafe и Purina по-прежнему продает в России корма для домашних животных, снеки и другие второстепенные товары. Nestle не ответила на запрос о комментариях.

Табачный гигант Philip Morris International заявил в прошлом году, что прилагает все усилия, чтобы уйти из России. Но до сих пор компания является одной из крупнейших оставшихся в РФ транснациональных корпораций с активами, оцениваемыми в 2,5 миллиарда долларов, включая несколько заводов, говорится в исследовании Йельского университета. В заявлении для CNN представитель Philip Morris International сказал, что «ситуация сложная» и компания «стеснена недавними изменениями в законодательстве в России».

Не только товары

Несколько американских сетей быстрого питания тоже все еще работают в России. Команда Зонненфельда обнаружила, что у «Сбарро пиццы» есть действующее заведение в Москве, которое, по-видимому, поддерживается русскоязычным веб-сайтом. Компания не ответила на запрос о комментарии.

По данным Йельского университета, по-прежнему работают в России и независимые франчайзи TGI Fridays. Компания еще в марте прошлого года заявила, что только местные франчайзи могут решать, оставаться ли им открытыми, и пообещала пожертвовать выручку от своих франчайзинговых сборов группе, поддерживающей Украину и ее беженцев.

Некоторые компании защищают свое постоянное присутствие в России, ссылаясь на желание избежать дополнительных проблем для сотрудников и клиентов, которые находятся в стране. Обещание уйти с рынка — одна из тех вещей, которые легко сказать, но трудно сделать, и это может привести к финансовому удару, поясняет профессор маркетинга в Школе менеджмента Келлога Северо-Западного университета Тим Калкинс. Он допускает, что сейчас компании не испытывают особого давления, связанного с выполнением своих обещаний, поскольку у потребителей много других, более насущных проблем.