В понедельник 10 июня в Москве открылась ежегодная Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2024. Участников мероприятия поздравил президент Российской Федерации Владимир Путин, который, в частности, сказал:
«Уверен, что ваша выставка, проходящая в десятилетие науки и технологий и в год столетия отечественной гражданской авиации, пройдёт на высоком уровне, даст старт перспективным идеям и инициативам, наметит приоритетные направления устойчивого развития вертолётной индустрии, пилотируемой и беспилотной авиации. Желаю вам продуктивной работы и успехов!»
Что обсуждалось?
HeliRussia традиционно славится насыщенной деловой программой, которая является важнейшей частью выставки и служит площадкой для обсуждения проблем вертолётной отрасли. Не удивительно, что многие темы деловой части были посвящены самым насущным проблемам сегодняшнего дня.
На круглом столе «Безопасность полётов и угрозы, связанные с совместным использованием воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми ВС» Ассоциация вертолётной индустрии заявила, что назрела необходимость комплексного анализа ситуации и разработки серьёзных мер с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации при совместном использовании воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными ВС. С каждым днём активное совместное использование воздушного пространства повышает риски столкновения воздушных судов.
Введение в действие с 1 марта 2024 года изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства повысило риски столкновения в воздухе беспилотных и пилотируемых ВС, особенно при использовании воздушного пространства класса G. Второй негативный фактор — работа российских средств РЭБ и, как следствие, влияние на безопасность полётов гражданских ВС.
Конференция «Импортозамещение композиционных материалов, технологий и оборудования для их переработки в вертолётостроении» состоится в рамках деловой программы HeliRussia 2024.
Разработчики вертолётной техники всегда немного опережали своих коллег в использовании новых материалов и технологий, особенно полимерных композиционных материалов (ПКМ). С введением санкций и полного запрета на поставку материалов, технологий и оборудования со стороны недружественных стран требуется переосмысление для дальнейшего конкурентного развития отрасли. Актуальной становится разработка новых материалов, технологий и оборудования. Если новые материалы универсальны по отношению к авиационной отрасли в целом, то технологии и оборудование требуют особого внимания в части импортозамещения и создания отечественных аналогов.
В рамках деловой программы Ассоциация развития аддитивных технологий (АРАТ) провела конференцию «Перспективы внедрения аддитивных технологий: революция промышленности или временная мера».
Участники встречи обсудили пути развития 3D-печати в условиях санкционных ограничений, разработку оборудования, материалов и комплектующих с использованием АТ в соответствии с государственным курсом на импортозамещение, представили наиболее успешные кейсы внедрения АТ в различных отраслях промышленности.
Ничего нового, ничего интересного
Да, на выставке были представлены в виде макетов и моделей вертолёты, дроны, БПЛА и многое другое, но ничего нового, ничего интересного посетители выставки не увидели. К сожалению, несмотря на сохранившееся англоязычное название, заметным международным событием выставка не стала. Кроме того, она проходит в МВЦ «Крокус Экспо» — в том же комплексе зданий, которые запомнились людям недавним чудовищным терактом. И это тоже наложило на выставочное мероприятие определённый негативный отпечаток.
Ряд экспонатов на выставке вызвал определённый интетерес посетителей и экспертов. В частности, на своём стенде белорусская компания КБ «Беспилотные вертолёты» представила разведывательно-ударный комплекс HUNTER в новой модификации, в состав которого входят два беспилотных вертолёта, наземная станция управления, станция наземного обеспечения полётов и две транспортные платформы. В отличие от предшествующей версии, обновлённый комплекс предназначен для поиска и уничтожения морских дронов.
Комплекс может быть использован для решения и других задач военного и специального назначения: охраны государственной границы, поражения целей и целеуказания.
Разведывательно-ударный беспилотный вертолёт HUNTER способен нести до 200 килограммов боевой нагрузки. Аппарат оснащён системой вооружения, бортовым комплексом обороны вертолёта, навигационным оборудованием и оптико-электронной системой.
Период турбулентности
В настоящее время основу парка вертолётов РФ (более 67%) составляют преимущественно отечественные вертолёты. В первую очередь это проверенные временем Ми-8. Вертолёты российского производства представлены моделями среднего по весу класса с газотурбинными двигателями.
Что качается эксплуатантов вертолётной техники, то они сегодня сталкиваются с колоссальной неопределённостью. Отказ Запада от российских энергоносителей может повлиять на реализацию ряда проектов, связанных с освоением новых месторождений, однако разворот на Восток, в свою очередь, потребует ускоренного освоения Восточной Сибири и строительства новой инфраструктуры.
Поэтому сегодня вертолётная отрасль России работает преимущественно на внутреннего российского потребителя. Перед отечественным вертолётостроением, как и перед прочими российскими отраслями несырьевого сектора, наиболее остро стоят задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Решение этих вопросов во многом зависит от усилий государства и его возможностей оказывать отрасли соответствующую поддержку.
К числу основных ограничивающих факторов, препятствующих росту российских поставок на внешние рынки, следует отнести узость модельного ряда отечественной техники и отсутствие разрешительных сертификатов на российские вертолёты в США и ЕС — регионах, которые являются ключевыми рынками сбыта для рассматриваемого вида воздушных судов.
Кроме того, высокотехнологичная отрасль авиастроения в России с 2020 года находится в периоде турбулентности: пандемия коронавируса и её последствия, беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран, прекращение сотрудничества с зарубежными вертолётными компаниями, в том числе в части поставки комплектующих.
Кризис нефтегазовой отрасли, связанный со значительным падением цен на нефть, привёл к снижению поставок вертолётов для нужд нефтяных компаний. Продажи в интересах нефтегазового сектора всегда составляли значительную часть доходов производителей вертолётной техники, а многие новые модели средних двухдвигательных вертолётов создавались в первую очередь для офшорных работ.
В настоящее время в России наблюдается технологическое отставание от передовых мировых производителей, есть высокая зависимость от наличия государственной поддержки, ограничен модельный ряд производимой продукции, существует хроническая неспособность соответствовать заявленным срокам реализации проектов, имеются проблемы с сертификацией российской техники за рубежом.
Кроме того, существует ряд угроз, к каковым можно отнести низкий платёжеспособный спрос на внутреннем рынке, ограниченные возможности государства по увеличению или даже сохранению текущего уровня поддержки. В силу наличия на мировом рынке традиционно сильных игроков в виде Airbus, Robinson и иных компаний велика вероятность недостижения приемлемого уровня спроса и окупаемости в целом, что усугубляется целым рядом вероятных проблем в политической и экономических сферах.
Если сейчас не начать ликвидацию отставания России в вертолётостроении от западных стран и борьбу с рядом угроз, то наша страна в недалёком будущем потеряет статус великой вертолётной державы.