Вне контекста

Хэнё - женщины моря. Фоторепортаж

1 994

 

 

Одна из самых необычных и известных традиций корейского острова Чёджу - женский дайвинг. Прогуливаясь по побережью острова, практически повсеместно можно встретить довольно немолодых женщин, облаченных в черные гидрокостюмы. Это так называемые "Женщины моря" - профессиональные ныряльщицы, которые добывают со дна моря его дары.

 

Говорят, что эта традиция появилась в Корее ещё в XVII веке, и на протяжении долгого времени "профессия" ныряльщицы была одной из самых востребованных в этих краях. Сейчас численность "русалок" в Корее - около пяти тысяч.

 

 

Аквалангами эти отчаянные женщины не пользуются. Маска, ласты, гидрокостюм - от и все их нехитрое снаряжение. Добычу собирают в специальную сетку, а яркие буйки используют для сигнализации о своем местонахождении, чтобы проплывающие мимо суда знали, что тут, на глубине, работает человек.

 

 

Рабочий день русалок длится около 4-х часов. Работа тяжелая и опасная, да и годы дают о себе знать. Средний возраст ныряльщиц 50-60 лет.

 

 

 

 

Самое большое скопление ныряльщиц можно встретить на острове Удо. Я писал о нем в прошлом посте. В целом, женщины довольно дружелюбны, но фотографироваться не любят. Видимо, туристы уже очень достали их своими приставаниями.

 

 

Зачастую, ныряльщицы предлагают прямо на берегу купить у них какую-то морскую живность. Вот эта мадам, например, очень настойчиво предлагала приобрести пару таких колючих предметов, взамен на её услуги позирования :) 

 

Есть на побережье определенные места, где ныряльщицы организуют импровизированную торговлю. Вы можете приобрести у них свежевыловленные дары моря, и тут же на месте вам их разделают и приготовят. Свежее не бывает.

На острове Удо для ныряльщиц созданы все условия. Вдоль берега проходит отличная дорога со съездами к воде. 

 

Передвигаются по остову ныряльщицы на всевозможных гольф-карах, скутерах и квадроциклах.

 

 

 

 

 

 

Прямо на берегу, через каждые пару километров построены специальные домики с раздевалками, спальными местами и купальными комнатами. Сначала я не знал, что это такое, и попытался войти в одну из них. Разгневанные голые тетушки быстро дали мне понять, что зря я это сделал :)

Морепродукты, которые добывают ныряльщицы, имеют немалую ценность на рынке, поэтому ими не могли не заинтересоваться предприниматели. Они и создали для них все условия для продуктивной работы и объединили в бригады. 

 

 

 

То и дело неподалеку от удобных для схода в море пирсов можно встретить вот такие ящички. В них Хэнё хранят свое обмундирование и инструменты.

 

 

Вдоль побережья острова Удо множество женщин раскладывают на земле и перебирают вот такие водоросли в огромном количестве. Я понятия не имею, что они с ними делают, и буду благодарен корееведам за рассказ.

 

 

 

 

В настоящее время численность Хэнё продолжает сокращаться. Но власти острова прилагают немалые усилия для сохранения этой, ставшей уже знаковой, традиции. На Чёджу установлен монумент женщине-ныряльщице и работает музей Хэнё. Скорее всего, если эта традиция и исчезнет как профессия, то как туристическая достопримечательность - вряд ли. Очень уж экзотично смотрятся эти женщины в черных гидрокостюмах на фоне мрачных вулканических пейзажей острова!