На фоне выхода нового фильма от сестры Вачовски, интернет забурлил, причём в основном негодованием. Мне, как человеку, которому новый фильм понравился, вполне понятно, если других людей разочаровали обманутые ожидания, сюжет, атмосфера или что-то в этом роде.
С натяжкой более-менее понятны причины — «плохие драки» или «не прорывные спецэффекты».
Но вот какую причину негодований я не понимаю и понимать отказываюсь — это воплей: «Атмосферу киберпанка продолбали!»
Потому что «Матрица» никогда не была киберпанком. Ни в первом фильме, ни в сиквеле, ни вот в четвертой ленте (которая не сиквел, а послесловие скорее).
И меня, как человека, который не оголтело фанатеет, но своеобразно любит жанр киберпанка (любит через книги Гибсона и Стивенсона, через аниме и другие фильмы, через комиксы и игры), просто коробит от того, что люди искренне полагают, будто новая «Матрица» меньше киберпанк, чем старая.
Поскольку основные родимые пятна киберпанка как жанра следующие:
1. Высокотехнологичный человеческий мир, где практически каждому доступны новейшие технологии, пусть даже и б/у
В общем-то, на первом пункте можно было сразу и заканчивать, потому что этого в «Матрице» просто нет. Постапокалиптическая антиутопия — да, пожалуйста. Фантастика — да, пожалуйста. Но не высокотехнологичный человеческий мир. И очень важно, что он именно человеческий, поскольку киберпанк — это социальный жанр прежде всего, он не совсем про бытие одиноких сталкеров или кучку повстанцев, которые воюют против терминаторов. Он про общественные конфликты.
Возьмём для примера основу основ: пресловутого «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Даже самому замызганному японскому торгашу доступны капсулы сна, карманные девайсы, импланты и прочие свистелки с перделками, о чём писатель регулярно напоминает. В этом мире забота о своих девайсах и обслуживание на регулярной основе — ритуал столь же повседневный, как чистка зубов, например.
Нельзя назвать такими девайсами порты в черепе у людей в мире Вачовски. С натяжкой это принудительная аугментация, но не более того. И нужна она для одной-единственной цели, — в то время, как в мире Гибсона каждый уважающий себя хакер пускал слюни на новейшие деки и мечтал их заполучить для более эффективного серфинга по матрице (да не той, а классической, гибсоновской).
Опять же, у Вачовски ни разу за фильм не было видно, чтобы люди в реальном мире вообще посещали каких-нибудь торговцев или мастеров этого дела. Фактически родились с дыркой в черепе — и это, в общем-то, весь прогресс.
2. Власть мегакорпораций и олигархов, что приводит к многочисленным и разнообразным конфликтам
Классический пример такого конфликта, если обращаться к другим произведениям, можно увидеть в прекрасном японском произведении «Психопаспорт». На этом конфликте строится весь основной сюжет, что вполне по-киберпанковски, причём в сюжет вовлечено сразу множество фигур: и олигархи (которые охотятся на живых людей с собаками и роботами как на лис), и частные корпорации, и государственные служащие (действующие лица сериала, по сути подневольные), и простые смертные, и криминальные авторитеты, и уличные банды.
В том же «Психопаспорте» девайсы из первого пункта прилагаются, причём не как вундервафли, помогающие причекериться к виртуалу, а как будничные вещи вроде смартфонов.
Как вы понимаете, у людей «Матрицы» племенное общество слишком примитивно, чтобы развиться до такого уровня.
3. Очень развитый виртуал
Здесь опять чешется рука привести в пример «Психопаспорт», поскольку там целая серия была посвящена именно виртуальному миру. Который по степени проработанности и криминальной хрени, происходившей там, даст прикурить матричному миру Вачовски аж сто раз подряд. На фоне матрицы «Психопаспорта» и зверств, которые там творятся, матрица Вачовски — это просто санаторий.
Вспоминая всё того же Гибсона, его матрица была именно что другим миром, где были собственные гильдии, банды, вольные стрелки, охотники из мегакорпораций, киберполиция нравов и прочие прекрасные люди. Более того, главный герой буквально лавировал между реальным миром и матричным, — он постоянно находился в движении, меняя места пребывания и заметая следы в обоих мирах.
Матрица Вачовски же максимально кастрирована в этом плане. Туда крутые герои выходят покурить и побегать от Смитов, это всё. А на тему заметания следов вообще не особо заморачиваются.
4. Биоимплантаты в каждый дом. И всё это — на фоне жуткого расслоения общества
Киберпанк не был бы киберпанком, если бы в нём каждая собака не была чипирована особым образом и не имела пару имплантатов во всех органах.
Тут сходу вспоминаются такие шедевры компьютерных игр, как Deus Ex и Shadowrun. В первом ушлые китайские предприниматели толкали имплантаты и протезы буквально из-под полы. Во втором же, проще было встретить единорога, чем человека без имплантатов. Причём особенной популярностью пользовались симы, о которых — в пункте пять.
Разумеется, ничего этого в «Матрице» никогда не было. Опять же, дырки в черепе не считаются. Да и сложно назвать расслоением общества два «класса»: машин и людей.
5. Наркотики
В любом уважающем себя произведении, которое претендует на звание киберпанка, хотя бы вскользь, но должны быть упомянуты наркотики. Это могут быть и безобидные легальные стимуляторы, и лютые вещества, буквально инвалидизирующие бедные слои населения.
И нередко всё это добро может сочетаться с пресловутой кибернетикой. Так, в той же трилогии Shadowrun повсеместно можно встретить наркоманов, которые подсели на симы — наркотики виртуальной реальности, которые по сути являются всё той же матрицей Вачовски.
Дело в том, что по сюжету наркоманы нарочито подсаживаются на виртуальные утопии ввиду страшных бед в реальном мире, с которыми они не могут справиться. Одной такой аркой стала встреча с женщиной, которая сознательно навсегда ушла в мир виртуала, потому что потеряла своих детей. Виртуальный мир позволяет ей «воссоздать» свою семью.
Можно вспомнить и модулятор настроения Пенфилда, который был описан в романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Модулятор позволяет задать себе нужное настроение, и неудивительно, что это устройство используется в мире Дика повсеместно, по сути представляя из себя синтетический наркотик, на который подсаживаются.
И такая презентация виртуальных наркотиков поднимает намного более сложные вопросы, чем классическая «Матрица» Вачовски. Например, вопрос о свободе выбора. Такие темы затрагивает лишь «Матрица: Воскрешение», где впервые за серию герои задаются вопросом, этично ли выдёргивать из матрицы людей, которые, может, этого и не хотели бы.
6. Мафия
Чтобы далеко не ходить, можно сразу вспомнить недавнюю игру Cyberpunk 2077, где организованная мафия давно проникла в правящие корпорации. Здесь же отмечается другое типовое явление жанра, — дзайбацу: японские мафиозные правящие кланы.
В сущности, именно криминальные синдикаты правят в большинстве миров жанра. Разумеется, в формате тоталитаризма. Проявляться эта форма правления может как завуалированно, вроде того же управления эмоциями в «Психопаспорте», так и напрямую, — максимально жестоко, через террор и зачистки.
Как уже было означено выше, в мире «Матрицы» практически не обозначено расслоение классов среди людей будущего. С натяжкой, роль мафии выполняют агенты Смиты.
И если говорить о неизбежном зле в киберпанковых мирах, — кибертеррористах и киберпреступниках, — применять такое звание к главным героям можно с трудом. Поскольку в своей сути они не взламывают код матрицы напрямую, не устраивают диверсии и ловушки для агентов.
Бледный намёк на подобное есть, опять же, в последнем фильме «Воскрешение», где арка первой половины фильма строится на взломе куска кода. Однако данные явления в мире «Матрицы» являются исключением из правил, в то время как в классических мирах киберпреступность столь же обыденна, как очки виртуальной реальности. В аниме «Призрак в доспехах» у контртеррористов даже боевой вертолёт и субмарина имеются.
7. Роботы
Пожалуй, это единственный пункт, которому «Матрица» соответствует. Однако, опять же, с несколькими «но». Многие произведения жанра поднимают вопрос о гуманоидах намного шире и многограннее. К примеру, у того же Филипа Дика на андроидов охотятся специально обученные люди.
В фильме «Бегущий по лезвию», который и снят по роману Дика, этих ковбоев так и называют — «блейд-раннеры». И здесь уже андроиды восстают против людей, а не наоборот.
В «Призраке в доспехах» некоторых роботов специально смазывают маслом, из-за чего они становятся умнее. Это опасно, но по сути позволяет роботам стать любимцами и питомцами своих хозяев. Именно индивидуальность роботов дала название самой франшизе, — призраки способны практически бесконечно самовоспроизводиться и переносить себя на любые носители. В некотором роде, такой функцией обладают агенты Смиты, однако по функционалу они ограничены средой матрицы.
Что до обыкновенных роботов «Матрицы», похоже, они обладают базовым виртуальным интеллектом, потому что обмануть их проще простого — достаточно «свет» выключить.
8. Наконец, генная инженерия, которая плотно соседствует с разнообразными аугментациями
В реальном мире «Матрицы» этот лакшери-сервис бомжам-сопротивленцам недоступен. Даже с поправкой на мир постапокалипсиса, непонятно, как сопротивление вообще выжило и смогло освоить подключение к матрице с таким низким уровнем научного развития.
Безусловно, всё это можно счесть моими личными придирками к «Матрице», которую я, напомню, плохим фильмом не считаю. Можно также напомнить мне о сотнях произведений, которые причислены к жанру киберпанк, но не обладают означенными вещами. Не обладают — всеми и сразу, возможно, как в том же «Бегущем по лезвию» (произведение вообще жанрообразующее, так что ему простительно). Однако всё же некие базисные вещи набираются, чтобы позволить занести произведение в жанр.
«Матрица» не обладает даже базисными вещами, а прославилась в основном за счёт философии и интересных по тем временам спецэффектов. Однако конкретно киберпанковские пятна в ней — далеко не самостоятельные.
Начиная названием фильма, которое было взято у Гибсона и заканчивая знаменитыми зелеными буквами на черном фоне, которые были позаимствованы из «Призрака в доспехах». В «Матрице» нет каких-то самостоятельных технологий, которые выделяли бы её из массы фантастических произведений.
На этом фоне даже фильм «Эквилибриум», который не считается представителем жанра, обладает большим количеством признаков киберпанка, нежели «Матрица».
К слову, в «Эквилибриуме» также наблюдается постапокалипсис, но как раз он воссоздан с поразительно бережным отношением к классике киберпанка: на фоне высоких технологий здесь имеется и жутчайшее расслоение общества, и легальные наркотики, и тоталитаризм, и свой собственный синдикат (повстанцы), и полиция нравов.
Тем не менее, отсутствие виртуальной реальности и кибернетики не позволяет причислить «Эквилибриум» к жанру киберпанка.
Так почему же, в таком случае, отсутствие многочисленных вещей позволяет причислить «Матрицу» — это вопрос, на который, пожалуй, я бы даже не хотел знать ответа. Поскольку для меня совершенно однозначно, что «Матрица» — это неплохой фантастический боевик.
Но причислять эту франшизу к другим жанрам ради повышения градуса пафоса и элитизма, пожалуй, чрезмерно.