Как и следовало ожидать, в четверг Евросоюз ответил гневной отповедью на предложение Дональда Трампа вернуть Россию в состав G7. Этой информацией поделился с Reuters высокопоставленный источник в Брюсселе.
Тем самым еврочиновники поддержали позицию ведущей страны ЕС — Германии, накануне устами канцлера Ангелы Меркель и представителя правительства Штефана Зайберга заявившей о нежелательности присутствия России в «семерке».
Семерка или восьмерка?
Предложение Трампа и поддержка его со стороны президента Франции Эммануэля Макрона вызвало удивление в экспертной среде, так как очевидно, что никаких предпосылок для возвращения России в «семерку» с превращением последней в «восьмерку» пока не существует. Конечно, у этой смелой идеи наверняка имеются свои бенефициары помимо Трампа и Макрона (хотя зачем это Макрону — совершенно непонятно), но количество ее противников будет в любом случае на порядок больше.
© IAN LANGSDON\EPA\TASS Выгодоприобретателей от возвращения России в формат „восьмерки“ сразу несколько, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Принимать геополитические или макроэкономические решения без крупнейшего государства как минимум странно и наверняка не эффективно. Учитывая, что правительство РФ придерживается позиции никогда не отказываться от сотрудничества ни с кем, большинство участников считали исключение России из „восьмерки“ явной ошибкой.По его мнению, несмотря на то, что возвращение России — это фактически возможность для прямого диалога по ключевым вопросам, некоторые государства попытаются использовать его в качестве торгового преимущества и геополитической сделки, которой на самом деле нет.
«Что касается самого Трампа, то он, вероятнее всего, просто воспользуется ситуацией и позволит своим сторонникам заработать на волатильности рынков», — добавляет Деев.
Стратегия старого лиса
Впрочем, вряд ли «рыжий лис всея Америки» задумывал финт с возвращением России в «семерку» исключительно ради того, чтобы кто-то заработал на волатильности рынков. Скорее всего, это экстравагантное предложение является продолжением истории с покупкой Гренландии у Дании. По крайней мере, по степени вероятности реализации эти идеи весьма близки друг к другу.
Про Трампа можно говорить все что угодно, называя его эксцентричным маньяком, но на протяжении всей его жизни экстравагантные выходки (каковых было немало) только способствовали росту его состояния, а потом и политической карьеры. Если разобраться, Дональд Трамп пришел на пост президента США во многом благодаря именно своей эксцентричности, предложив людям образ, отличающийся от успевших опостылеть шаблонов. Хорошо это или плохо для Америки и мира, мы узнаем чуть позже. Единственное, что можно сказать точно и определенно, так это то, что вся его видимая эксцентричность отнюдь не спонтанна, а подчинена вполне конкретным целям.
Рискнем предположить, что Трамп — один из немногих мировых лидеров, кто успел понять, как изменился мир. Он увидел и смог уложить в голове то, что прежние схемы и клише уже не вдохновляют людей, вызывая у них все большее раздражение. Рациональный до приторности мир, уже несколько десятилетий живущий без авантюр, приелся самому себе. Американский президент явно чувствует зреющую, но пока плохо распознаваемую потребность в иррациональности, и готов ее удовлетворить.
Примечательно, что, несмотря на собственную склонность к авантюрам, первую и самую серьезную ставку на авантюру сделал совсем не он, а его российский коллега Владимир Путин, нарушивший устоявшиеся правила и присоединивший Крым. Очевидно, что этот шаг вдохновляет Трампа и именно поэтому он часто, сам того не подозревая, благоволит Путину и России. Ему претит унылое брюзжание евробюрократии и собственных политических оппонентов, вызывающее лишь желание потроллить и поиздеваться. Похоже, Трамп чувствует будущее и путь к нему, который, по его мнению, лежит через авантюру, а не через рациональные политические процедуры.
Таким образом, и «покупку Гренландии» и «возвращение России в G7» можно рассматривать как некий способ, которым Дональд Трамп движется к своему и глобальному будущему.
Насколько хорош и безопасен выбранный им способ?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, сегодня отчетливо видно, что существующие рациональные методы не позволяют разрешить накопившиеся проблемы, будь то геополитические конфликты или экономические противостояния. Мир застыл в тупике и выход из него пока не очевиден. С другой стороны, выход через авантюру в мире, переполненном смертельным оружием и скованном ворохом противоречий, чреват самыми ужасными катастрофами.
Сможет ли старый лис своими авантюрами изменить мир, параллельно не угробив его совсем, станет понятно уже достаточно скоро.