Общество

Хлопок одной ладони (о голодовке С. Кривова)

98 247

Случилось так, что ответ на коан «Хлопок одной ладони» мне довелось узнать раньше, чем услышать не только о самом этом коане, но и о дзэн-буддизме вообще. Без каких-либо усилий с моей стороны. Просто выпало счастье быть на концерте Рихтера. В конце, в тот миг, когда рассыпавшись мельчайшим бисером pianissimo до неведомых тогда наночастиц, музыка перешла пределы звука, — грянула тишина.
«Матросская тишина», конечно, не Малый зал консерватории. И Кривов — не Рихтер. Да и времена, и публика другие. Тогда зал взорвался аплодисментами, а сегодня — настоящий заговор молчания вокруг голодовки С. Кривова в «Матросской тишине».
Сергей Владимирович Кривов был задержан 18 октября 2012 г. и привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу «о массовых беспорядках на Болотной». К середине декабря «следствие» по его «делу» было завершено. Однако предъявить С.В. Кривову в качестве обвинения следствию ничего не удалось, никаких доказательств его вины нет. 14 декабря 2012 г. состоялся суд. В зале заседаний Басманного суда были зачитаны показания то ли свидетелей, то ли потерпевших (следствие так и не уточнило их статус) двух бойцов ОМОНа Алгунова и Моисеева. Один из них требует сатисфакции за свой синяк на кисти правой руки. Однако доказательства причинно-следственной связи между этим синяком и действиями С.В. Кривова 6 мая на Болотной площади примерно такие же, что и доказательства полицейского, пару месяцев назад обвинившего Г. Каспарова в том, что он укусил его за кисть руки: голословные утверждения самого «пострадавшего». Иных свидетелей, кроме самого этого омоновца, нет. На видео этого инцидента видно лишь, как «потерпевший свидетель» Алгунов с остервенением колошматит дубинкой через металлическое ограждение (не здесь ли доблестный защитник порядка «натрудил» до синяка свою руку?) шедших на митинг людей, в какой-то момент выпускает её из рук, кто-то подхватывает, передаёт Кривову, а тот — передаёт её дальше.
Моисеев же ничего, кроме своих воспоминаний о том, что «потерял равновесие» из-за того, что 6 мая 2012 г. С. Кривов якобы толкнул его двумя руками в грудь, предъявить суду не смог. Однако на записи не видно ни одного удара со стороны Кривова.
По законам жанра судебного разбирательства было предоставлено слово и самому С.В. Кривову. «Ваша честь, — обратился С.В. Кривов к судье О. Н. Солоповой, — рассматривая вопрос о применении ко мне меры пресечения, я прошу учесть следующие моменты.
Первое: 212-ая статья для событий, произошедших на Болотной площади, с юридической точки зрения, вообще неприменима. 212-ая статья подразумевает наказание за такие беспорядки, как погромы с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, а также оказание вооружённого сопротивления представителю власти. Ничего подобного на Болотной не было, что нашло отражение в опубликованном докладе уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина. Этот уважаемый человек присутствовал 6 мая на Болотной. По 318-ой статье: единственным повреждением, которое я якобы нанёс полицейскому, является синяк на тыльной стороне руки; причём то, что именно я нанёс повреждение, следует только со слов полицейского и не подкрепляется иными доказательствами. Вину по этой статье также полностью отрицаю. Отдаю отчёт в серьёзности предъявляемых мне обвинений и возможных последствий по ним. Второе: следственные действия завершены. Не представляю, каким образом я мог бы вмешиваться в процесс следствия. В настоящий момент стоит вопрос о моём ознакомлении с более чем полутора тысячами страниц уголовного дела, просмотре более 20 часов видеоматериалов. В условиях СИЗО, по моим оценкам, это может занять более двух месяцев. Постоянно, ежедневно со мной должен работать следователь. Это сопряжено с значительными материальными, трудовыми затратами. Находясь на ограниченной свободе, я мог бы просматривать материалы в полтора-два раза быстрее и освободить государство от непредвиденных трат.
Третье: насколько мне известно, поручительство за моё выполнение правил нахождения на свободе дают такие уважаемые люди, как председатель МХГ Л. М.Алексеева, народная артистка Н. Н. Фатеева, ген. директор научно-популярного журнала «Знание и сила» И. А. Харичев. Тот факт, что я принимаю их поручительство, не позволит ни в коем случае подвести этих людей.
Четвёртое: на моём иждивении находятся двое детей девяти и двенадцати лет. Требуется моё непосредственное участие в воспитании. Моя мать 78-ми лет является инвалидом второй группы, проживает недалеко от меня, и для решения бытовых, хозяйственных трудностей ей так же требуется моя помощь.
Таким образом, отсидев два месяца под стражей по необоснованным, с моей точки зрения, обвинениям, прошу суд изменить меру пресечения на несвязанную с содержанием под стражей. Обязуюсь выполнять все правила выбранной для меня меры пресечения; не вижу смысла в преддверии суда брать на себя какую бы то ни было вину по их нарушению. За собой никакой вины не признаю. Обязуюсь не скрываться, вовремя приходить на все мероприятия ''.

Все слова сказаны. Все аргументы приведены. И что? Полтора часа ожидания, и вердикт суда гласит: «Продлить содержание под стражей ещё на три месяца». Что ещё можно сказать на это? Что добавить?
Под крики «Позор» и под охраной судебных приставов, судья Солопова О.Н. покинула зал заседаний. Вслед за ней конвой вывел С.В. Кривова. Те, кто были на судебном заседании, смогли лишь аплодисментами поддержать своего товарища.
В общем гаме, суете, за лаем полицейского волкодава (а как же конвою обойтись без него — это же не проходящая по делу «Оборонсервиса» Е.Васильева, а кандидат физ.-мат. наук в очках в тонкой оправе!) никто не услышал слов Сергея, объявившего в знак протеста голодовку.
Хлопок одной ладони.
Потом — голосования, пикеты, закон Димы Яковлева. Предновогодние хлопоты. Салат «Оливье». Затем «гражданство Депардье».
О том, что Сергей с 14 декабря голодает в «Матросской тишине», узнали почти случайно. Да и то – только близкие люди.
Сегодня - 21-й день голодовки.
До возможной трагической развязки — один шаг.
И все, кто прочёл это, знайте, что теперь он сделает этот шаг вместе с Вами — потому, что Вы теперь это знаете.
И живите с этим знанием дальше.
С Новым годом! С новым счастьем!