Кино

«Хоббит»: наступил второй акт

0 340

В самом упрощённом виде структура любого повествования имеет три части: завязку, развитие и развязку. «Хоббит: Пустошь Смауга» представляет собой второй акт, который разительно отличается от первого фильма и демонстрирует схематичность всей трилогии.

Это настолько бросается в глаза, что ещё раз даёт повод задуматься о сценарном несовершенстве «Нежданного путешествия». Не может завязка быть равной по хронометражу второму акту. Только-только обозначенные персонажи, обрисованное место действия и зарождённый конфликт – вот всё, что должно было в ней быть. К хоббиту Бильбо Беггинсу приходит Гэндальф подбивает на приключения и знакомит его с беспардонными гномами. Надо отвоевать у супостата Смауга своё. И вот они в пути. Только и всего.

О беспрецедентных метаморфозах структуры произведения не могли даже подумать правообладатели на экранизацию «Хоббита» – такие монстры кинобизнеса, как братья Вайнштейн, когда продавали права компании Warner. Тогда они попросили процент с кассовых сборов только за первую экранизацию по книге «Хоббит», но не претендовали на ремейки – в тот момент им даже в голову не пришло, что приквел к «Властелину колец» можно растянуть на три части. Теперь они подают в суд на создателей картины за то, что те не собираются выплачивать проценты с двух последующих серий. Похоже, им ничего не обломится – в большой семье не щёлкай клювом.

Вот хоббит и толпа нечёсаных гномов с Гэндальфом стоят у входа в Лихолесье. За три дня им надо его пройти и очутиться у входа в гору, где над златом чахнет говорящий дракон Смауг. Волшебник отделяется от группы сотоварищей и обещает ждать у входа. Но вот только лишь драгметаллы интересуют предводителя гномов Торина? Что сулит схватка его команды с драконом – нам предстоит узнать из второго акта.

Прямо скажем, второй «Хоббит» отличается от первого, как Средиземье от Сомали. «Пустошь Смауга» – это динамичное и насыщенное событиями кино. Его можно смотреть отдельно и без ознакомления с первой серией (там всё равно практически ничего не происходит). Оно захватывает внимание с самого начала и не даёт скучать до финальных титров, чем приятно удивляет. Трёхактная структура произведения наблюдается и в нём. Тут будут и огромные пауки, и возможность лишний раз убедиться, что проблемы гномов эльфов не волнуют, а также погони с мордобоем при участии орков. Самым проворным и смышлёным из всех окажется Бильбо (что, впрочем, неудивительно). И тут мы подбираемся к самому важному – чем закончится схватка со Смаугом и что она за собой повлечёт.

Задачей второго акта является развитие конфликта и доведение его до катастрофы. Именно так всё и происходит со вторым «Хоббитом». И вот мы приблизились к самому главному (и самому страшному), о чём никак нельзя промолчать – к эксперименту режиссёра Питера Джексона с проекцией 48 кадров в секунду (HFR). В обзоре на первую часть мы подробно разбирали это технологическое новшество для кинотеатралього показа. Минул год, и что же поменялось? Приживается ли формат? Ответ будет утешительным для немногочисленных его приверженцев. «Пустошь Смауга» в 3D с повышенной частотой кадров уже не эксклюзив для одного кинотеатра города (почти миллионника) – теперь HFR можно увидеть уже в нескольких залах. И надо сказать, это больше не вызывает такого недоумения, как год назад. Да, остались в некоторых местах видимые глазу убыстрения и замедления, но их стало значительно меньше. Видимо, режиссёр учёл прошлые ошибки. О совершенстве пока речи не идёт, но прогресс налицо. Возможно, сказались не только чисто технические приёмы, но и более динамичное повествование.

Как отмечают исследователи, в будущем режиссёр, исходя из своих задач, будет выбирать подходящую частоту кадров для целого фильма или отдельных сцен в зависимости от желаемого результата. Сиквел «Хоббита» показал, что эта теория работает и смотреть фильм с непривычной удвоенной частотой становится всё комфортней. Через десять-пятнадцать минут глаза привыкают и начинают видеть более детализированную и светлую картинку даже в тёмных местах. А это было, как мы помним, главной причиной эксперимента с частотой (при обычных 24 кадрах затемненные места казались ещё темнее в формате 3D).

Зрители, которые мало отличаются от тех, кто плевался на первых звуковых фильмах, говоря, мол, это извращение, могут посмотреть «Хоббита» с привычной проекцией кадров, как в трёхмерном, так и в двухмерном форматах. Выходит, что выбор проекции – это не только возможность для творческого полёта режиссёра, но ещё и маркетинговая стратегия. Получается, что сейчас картину можно увидеть в трех вариациях: две из них – стандартная проекция в 2D и 3D, и еще одна – HFR 3D. Выбор за зрителем, а для толкиениста возможность оправдать бесчисленные просмотры: я хотел все варианты увидеть и сравнить их. Возможно, что именно эта схема позволила первой части собрать в прокате больше миллиарда долларов.

Задача третьего акта – в разрешении основного конфликта. В третьей части фильма мы узнаем, кто такой Некромант и чего он хочет. Роль его исполняет Бенедит Камбербэтч. Вернее, даже две роли. Одна из них – Смауг по технологии захвата движения (motion capture). Та же технология применялась во всех сериях, где Энди Серкис появлялся в виде Голлума. Бесподобен, как всегда, и комичен по обстоятельствам роли Мартин Фриман. Безусловно, он не может не понравиться зрителям. Порадует и появление в кадре Леголаса – Орландо Блума и новой персоны – Бургомистра, роль которого исполнил Стивен Фрай.

В третьем акте обязательно должны быть кульминация и развязка. Удастся ли Питеру Джексону совладать с технологией и убедить зрителей посмотреть картину с удвоенной частотой, мы увидим через год. А пока можно сказать, что второй фильм, как второй блин, – совсем не комом.

Взято отсюда.